Давайте честно — снимать коммерческое кино — большой риск.
В своей книге «Как делается кино» американский режиссёр Синди Люмет рассказывает, что если вас не финансирует студия гигант, то экономить придётся на всём.
Про богатого человека часто говорят — миллионер. Если у него есть десять миллионов долларов, то это уже очень обеспеченный господин, который может долго жить на широкую ногу. Ну, если он не покупает каждый день яхты, конечно.
Что такое десять миллионов долларов для фильма? Это фильм-бедняк. Он еле сводит концы с концами и имеет хорошие шансы не выжить.
Считайте сами: три миллиона на режиссёра, сценариста и актёров. И это будет не Шон Коннери, он-то берёт минимум 13 миллионов за роль. Джонни Депп тоже не снимается меньше, чем за 20 миллионов. А значит громких имён не видать.
Идём дальше. Оставшиеся семь миллионов разделят между собой костюмеры, декораторы и работники сцены. Из них же придётся заплатить за транспорт, монтаж, реквизит, страховки. Кстати, страховки стоят дорого.
И вот вы уже потратили ваши десять миллионов и только заплатили по счетам. Фильма ещё даже нет.
У голливудских блокбастеров бюджеты, конечно, больше, но зато выше и риски. Один высокобюджетный фильм, случись что-то непредсказуемое — нанесёт кинокомпании сокрушительный удар.
Способов заработка у фильма не так много. Основной — билеты в кино. В первые недели проката студия может забирать себе до 60% с продаж. Остальное остаётся у кинотеатров. Потом процент даже падает. Иногда до 40-20%. Особенно, если кино прокатывается в других странах.
Есть ещё мерч. Это разные игрушки по мотивам фильма. Но чтобы на них зарабатывать нужно снять, действительно, классное кино. Мало кто кроме гигантов умеет делать деньги на мерче.
Можно продать фильм на разные стриминговые площадки или на телевидение. Но вряд ли это будет основным доходом.
Как ни крути — главный источник заработка — билет в кино. Именно поэтому так важна первая прокатная неделя. Зачастую она определяет провалился фильм или нет.
Сейчас кинотеатры массово закрываются. Есть ощущение, что многие из них уже не откроются никогда. Люди и так плохо ходили в кино, а теперь будут ещё хуже. В Китае навсегда закрылась половина кинотеатров и люди говорят, что с большим удовольствием посмотрят новый фильм дома.
Но если индустрию кинотеатров поглощает кризис, то как голливудчикам отбивать затраты на фильмы? Не ждёт ли нас в ближайшее время серьёзный цунами на рынке кино?
Может быть на этом фоне Нетфликс ещё сильнее нарастит своё влияние. Сейчас они говорят, что с трудом справляются с потоком желающих смотреть сериалы и даже вынуждены понижать качество.
Я не знаю, что будет с кинематографом дальше. И ещё меньше понимаю, выживут ли кинотеатры.
Я люблю ходить в кинотеатр. Люблю жевать попкорн и запивать его колой. Люблю смотреть дурацкую рекламу, люблю хрустящих соседей. Люблю женщину, спрашивающую билет и свет, который включается, когда входишь в зал. Мне будет грустно всё это потерять.
А вы что думаете? Есть ещё желание ходить в кино?