Успех новостей, пропаганды, литературы, кино и других видов воздействия на человека и его сознание зависит от одной простой формулы: по максимуму нагрузить его эмоции и к минимуму свести его умственную работу. Побольше чувств, поменьше мыслей!
Неожиданный источник вдохновения политических технологов
Этот простой и действенный совет исходит не от автора (который старается нагрузить как раз-таки умственные способности читателя), а от другого, более практичного деятеля, который в 1926 году написал одну единственную книгу в своей жизни под названием "Моя борьба" (кстати, джихад по-арабски или Mein Kampf по-немецки). Звали того писателя Адольф Гитлер.
Сам первоисточник
А если ещё точнее, то совет по самому действенному влиянию на массы надо искать в шестой главе первого тома. Перевод автора (на скорую руку):
Функция пропаганды состоит не в научном обучении человека, а в привлечении внимания масс к определённым фактам, процессам, необходимости и так далее, значимость которых, таким образом, впервые попадает в поле зрения масс.
Всё искусство заключается в таком мастерском выполнении этой функции, что любой окажется убеждённым в реальности факта, необходимости процесса, правильности необходимости и так далее.
Но так как пропаганда не есть и не может быть необходимостью самой по себе, так как её функция состоит в привлечении внимания толпы, а не в обучении тех, кто уже образован или тех, кто стремится к образованию и знаниям, её функция большей частью нацелена на эмоции и в самой малой степени на так называемый интеллект.
Искусство пропаганды заключается в понимании эмоциональных идей больших масс и в нахождении, посредством верной психологической формы, доступа ко вниманию толпы и, тем самым, к её сердцу. Тот факт, что наши парни не понимают этого, указывает просто на то, что они умственно ленивые и самодовольные.
Восприимчивость больших масс очень ограничена, их умственные способности малы, но их сила забывчивости огромна. Следовательно, любая эффективная пропаганда должна ограничиться очень немногими пунктами и постоянно давить на них, пока самый последний член общества не поймёт, что вы хотите, чтобы он понял под вашим лозунгом.
Как только вы пожертвуете этим лозунгом в пользу беспристрастности, эффект иссякнет, потому что толпа не может ни переварить, ни удержать предложенный материал. Таким образом результат теряет силу и, в конце концов, исчезает.
Идеальный пример
В самых успешных лозунгах должно быть не больше трёх слов. Парочку самых известных и недавних очень интересно разобрать со старшеклассниками на уроках европейской истории.
Например, Yes We Can. Совершенно не важно, что мы там можем. Главное, что можем. Хоть 50 раз от пола отжаться, хоть коммунизм во всём мире построить, начав с США. Упор здесь делается на эмоциональную накачку толпы, в которой каждый додумывает, что он там может, в меру своих умственных возможностей и фантазии.
Пример похуже
Make America Great Again - лозунг уже слабее, так как слишком много слов, при чём многосложных. Помните Винни-Пуха? Длинные слова его тоже удручали, как и толпы людей, вниманием которых можно овладеть только следуя советам Гитлера: короткие слова, не более трёх и бесконечно повторяющихся.
Эмоциональная составляющая лозунга Трампа тоже слабая, так как половина американцев, обожавших Обаму, уже были убеждены в величии Америки с 2008 по 2016 годы. Таким образом, лозунг был нацелен на другую половину населения (и едва ли на половину).
На каждом шагу удар по эмоциям
Как только мне на глаза попался отрывок Гитлера о пропаганде, его коварная мудрость стала прослеживаться везде. Кто-нибудь заметил, как российские новости вдруг стали преподноситься зрителям с музыкальным сопровождением очень похожим на саундтрек из "Бригады"?
Никто не заметил, кто и когда начал использовать шикарные спецэффекты в документальных фильмах и новостных репортажах? Почему бы и нет, если художественные фильмы от них только выигрывают? Самые просматриваемые видеоролики в Ютубе теперь просто обязаны следовать этому примеру. Качество ролика, то есть броскость и эффектность, перевесит его содержание.
И ни на минуту не забывать про эмоции! Рассказывать надо о том, сколько людей умерло. От гриппа? От осложнений? Ни в коем случае! Только от болезни с новым и страшным названием. Может, рассказать, сколько людей не умерло, а выздоровело? Зачем? Эффект же улетучится. Короче, корабельные новости без конца и края.
Ну, а трезвый голос разума - это голос идиотов, не понимающих, как устроена и ведёт себя толпа, которой нужны страшилки, а не хладнокровный анализ событий с обычным карантином и с детства знакомыми мерами предосторожности. И минимум контакта с людьми. На время, ведь.
Спасибо, что дочитали эту заметку до конца и вырвались из ведомой толпы. Назло Гитлеру! До новых встреч.