Причина №1. Ценности индустриального века
Дети каждый день делают то, что им говорят: «Встаньте все правильно. Садитесь дети. Откройте страницу 79, выполните упражнение 124». Лучшие оценки получает тот, кто лучше всего справляется с подобными заданиями и соответствует идеалам хорошего рабочего.
Но работаем ли мы сейчас за конвейерами? Сейчас в этом деле нас заменяют роботы. В современном мире ценятся творчество и креативность. Как раз эти качество слабо развиваются в школе.
Причина №2. Отсутствие независимости
В современной школе всё уже запланировано за вас. Вам остаётся лишь следовать расписанию и выполнять указания. Это ли актуально в наше время?Сейчас люди сами составляют своё расписание, выбирают, что делать сначала, а что потом. Хотя, конечно, начальник может составить список задач. Однако вы вправе поспорить с ним и выработать общую точку зрения.
Как говорил Питер Грэй: «Дети не любят школу, потому что они там несвободны».
Причина №3. Заучивание лишней информации
Помните, как перед экзаменом вы пытались запомнить всё, что ещё можно. Так сказать, зубрили. Кстати, а вы знаете, что зубрёжка уже давно считается неэффективной. Существует множество более интересных способов обучения.
Но дети продолжают заучивать ненужную информацию, которую они забудут через пару недель или месяцев. Спросите журналиста, который несколько лет назад окончил школу: «Что вы помните из геометрии?». Думаете, он что-нибудь вспомнит? Если ему дать базовый ЕГЭ по математике? Он же его провалит. Как известно, мозг людей выкидывает неиспользуемую информацию.
Причина №4. Место для любимого дела
Каждый человек талантлив по-своему. Кому-то нравится играть на музыкальных инструментах, кому-то программировать и разбираться в различной технике.
В школе же все дети учатся на один манер. Современная школа штампует учеников. Если тебе не нравится алгебра с её квадратными корнями и уравнениями, которые, скорее всего, даже не пригодятся в жизни «гуманитарию», то тебя всё равно заставят её учить. Твоё любимое рисование или программирование подождёт. «Ведь надо же готовиться к жизни!», «Как учишься, так и будешь работать!»: вот что говорят учителя нерадивым ученикам.
Существует множество примеров людей, которые не окончили школу. К примеру, Генри Форд (основатель американской фирмы производителя автомобилей Ford) окончил 4 класса. Уинстон Черчилль обычно получал оценку три по предметам. Подробнее о таких людях я напишу позже.
Причина №5. Методика обучения
Приведу интересный факт: Джона Леннона (британского рок-музыканта) учителя описывали, как безнадёжного клоуна. Знакомо? Сколько раз в классе учителя восклицали: «Не строй из себя клоуна!» или что-то подобное?
Методика обучения, применяемая в современной школе, примерно такая: каждый учится одно и тому же. В независимости от личных качеств и предпочтений ученика. Некоторые дети учатся быстрее (вспомните тех, кто поступает в ВУЗ в 14 лет), а некоторые долго (остаются на второй год). Школа не думает об этом, она применяет массовый подход. Не учитывает ученические качества детей, «сортирует» их только по возрасту, по классам.
Причина №6. Обучение в форме лекций
Учитель рассказывает, вы слушаете. И так по 5-6 часов в день. Те, кто сидит на первой парте, ближе к преподавателю, их уровень внимания выше, они учатся лучше. А вот те, кто расположился на «галёрке», занимается своим делом. Учитель его не видит. Ученик может расслабиться, например, поиграть в телефон.
Такая форма обучения неэффективна. Салман Хан (основатель знаменитой Академии Хана) выразил это так: «Лекции по своей сути противоречат человеческой природе. 30 детей с пальцами на губах, которым запрещается общаться и взаимодействовать друг с другом».