Найти тему

Верещагин. Не баталист.

Большинство людей знают художника Верещагина. Василия Васильевича. Того что написал много картин посвящённых войне. И ту что представлена в Третьяковской галерее - Апофеоз войны .

Апофеоз войны.  На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».
Апофеоз войны. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Но это не тот Верещагин о котором хочется поговорить сегодня. Сегодня о Василии Петровиче.

Заинтересовалась я этим художником после посещения галереи Центр Искусств. Москва. Именно там я увидела картину "Желанная встреча". Я эту картину видела на книге "Князь серебряный" Алексея Константиновича Толстого. В качестве обложки. Думала что это стилизация. Однако.. Я ошиблась. Идею написания этой картины художник подчерпнул в книге. В главе "Встреча". Там всё драматично. К своему стыду надо было прочитать ранее. Однако.. Всё что не делается - к лучшему.

«Желанная встреча», 1881-1884 Частное собрание.
«Желанная встреча», 1881-1884 Частное собрание.

Итак о художнике.

Василий Петрович родился в городе Пермь. Отец, Пётр Прокопьевич, и дед, Прокопий Данилович, писали иконы. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца. В возрасте 21 года поступил в Академию художеств учеником к Алексею Тарасовичу Маркову. Там отличился как мог - получил все медали которые были возможны. В том числе медаль 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени за серию «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…»

В самый разгар свадьбы, один из гостей и дальний родственник невесты Захарий Кошкин "узнал" на Василии Косом драгоценный золотой пояс, подарок свадебный Дмитрия Ивановича Донского Евдокии и якобы украденный тысяцким Василием Протасьевичем. Софья Витовтовна лично сорвала пояс с Василия Косого и практически бросила Юрьевичам обвинение, если не в воровстве, то в заказе и покрывательстве тех, кто покушается на святое - на княжеские украшения.
В самый разгар свадьбы, один из гостей и дальний родственник невесты Захарий Кошкин "узнал" на Василии Косом драгоценный золотой пояс, подарок свадебный Дмитрия Ивановича Донского Евдокии и якобы украденный тысяцким Василием Протасьевичем. Софья Витовтовна лично сорвала пояс с Василия Косого и практически бросила Юрьевичам обвинение, если не в воровстве, то в заказе и покрывательстве тех, кто покушается на святое - на княжеские украшения.

К этой медали прилагалось право пенсионерской поездки за границу.

Художник отправился Париж, Берлин, Рим где изучая и копируя картины старых мастеров. По возвращению из поездки представил как отчётные работы картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия». Сейчас её можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. И другие -> листайте галерею и увидите некоторые.

Были ещё «Ночь на Голгофе»,Молитва святой Анны, акварели и портреты. В общем отчёт удался и Василий Петрович получил звание профессора портретной и исторической живописи. На тот момент ему было 33 года.

Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию. Но Рим не забывал. Вновь отправился туда в 19870 году. Когда вернулся в Петербург из вояжа его уже ждала работа - декорировать дворец великого князя Владимира Александровича Романова. Темой оформления стали русские былины. Художник написал полотна "Илья Муромец на пиру у князя Владимира", "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем", "Поединок Алеши Поповича с Тугариным Змеевичем", "Дева заря" и "Осень". Они были огромных размеров. На особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. На Всемирной выставке в Вене в1873 году получил за них золотую медаль.

Адекватных изображений этих картин я не нашла в сети. Значит придётся идти на экскурсию. Однако есть фото из Владимирского дворца ( Дом учёных им. М. Горького ) девушки...ну я точно не знаю как зовут девушку из сети.

И были ещё «Крещение святого Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви» для домовой церкви великого князя.

Кстати о церквях. Самым весомым вкладом в церковное искусство можно назвать работы для Храма Христа Спасителя, Исаакиевского в Санкт-Петербурге, в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме и Киево - Печерской лавры.

Для Храма Христа Спасителя били изготовлены иконы, которые увы ныне утрачены, и шесть полотен огромных размеров высотой около 5 метров, шириной - 3. Из мастерской художника полотна доставили в храм намотав на валы. "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб".

Когда революционЭры веселились взрывая храмы полотнам В.П.Верещагина повезло. Вероятно именно из-за фамилии. К творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Но всё же полотна, такой не советской темой, сняли со стен. Скатали в рулоны и отправили в Ленинград. Там их хранили в подвале Казанского собора и надолго забыли про них. Ну а реставраторы вынесли печальный вердикт спустя годы: "условия хранения были неудовлетворительными". Ещё бы удовлетворительные условия. Полотна пережили блокаду в Ленинграде. Музей был без отопления и в хранилища проникла сырость. Холсты начали гнить, покрывались плесенью, красочный слой осыпался.

В 90-х годах Верещагин создал и великолепную монументальную картину "Осада Троице-Сергиевской Лавры".

-8

Умер художник в 1909 году. Из его 12 детей до старости дожила только дочь Наташа. Остальные погибли – кто в Гражданскую войну, кто от сталинских репрессий. Наталья окончила институт благородных девиц и была очень хорошей художницей, вышла замуж за офицера Евгения Новохатного. Из Тифлиса с маленькой дочерью Ириной на руках в 1919 году семья бежала в Сербию.