Найти тему

Физика, физиология и безопасность. Научные обоснования здоровых и безопасных условий труда

Одна из основных задач системы мероприятий, средств и методов охраны труда – предотвращение опасных и уменьшение вредных производственных факторов. Из четырех групп опасных и вредных производственных факторов самая распространенная и обширная по разнообразию в производственных условиях группа физических факторов.

В то время как физика развивалась как младшая сестра небесной механики, биология развивалась как младшая сестра физики… Исходным пунктом всех исследований служит чувственное восприятие. Истинность теоретического мышления достигается исключительно за счет связи его со всей суммой данного чувственного опыта… психические явления и связи между ними в конечном счете можно будет свести к физическим и химическим процессам, протекающим в нервной системе».

Альберт Эйнштейн, «Физика, философия и научный прогресс»

«…Чувственное восприятие доставляет, непосредственно или косвенно, материал для всего человеческого знания. Чувственное восприятие доставляет основу для всей деятельности человека по отношению к внешнему миру…»

Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц

Теория и техника этих факторов обоснованы физикой как их научной основой, а воздействие этих факторов на организм человека относится к области физиологии. Эти две основные стороны ОВПФ – физическую и физиологическую – нельзя рассматривать раздельно, они взаимосвязаны в разной степени в зависимости от конкретного фактора или физического явления, причем и эти связи также неоднозначные, непростые, неодинаковые, неравноценные для разных факторов. Эти связи и их последствия необходимо учитывать при изучении и разработке технических средств и методов охраны труда, эргономики, инженерной психологии, гигиены и медицины труда, а также при преподавании соответствующих предметов. В частности, учебники по охране труда не содержат таких сведений и не применяют подобные обоснования на основе физики и физиологии.
Теория и техника этих факторов обоснованы физикой как их научной основой, а воздействие этих факторов на организм человека относится к области физиологии. Эти две основные стороны ОВПФ – физическую и физиологическую – нельзя рассматривать раздельно, они взаимосвязаны в разной степени в зависимости от конкретного фактора или физического явления, причем и эти связи также неоднозначные, непростые, неодинаковые, неравноценные для разных факторов. Эти связи и их последствия необходимо учитывать при изучении и разработке технических средств и методов охраны труда, эргономики, инженерной психологии, гигиены и медицины труда, а также при преподавании соответствующих предметов. В частности, учебники по охране труда не содержат таких сведений и не применяют подобные обоснования на основе физики и физиологии.

Кроме этого, современный человек подвергается воздействию опасных и вредных факторов не только в производственных условиях, но и в бытовых, городских и даже естественных природных условиях. Поэтому приведенные далее сведения и знания необходимы и полезны в области основ безопасности жизнедеятельности человека. Взаимосвязи физики, физиологии и безопасности, с другой стороны, необходимо применять и при изучении физики как общеобразовательного предмета. Физика – наука о свойствах, строении, взаимодействии и формах движения неживой материи. Физиология – биологическая дисциплина, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы. Биология – комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое.

Если не вникать в детали содержания этих наук, то дословно физика – наука о неживой природе, а физиология и биология – науки о живой природе. Целые разделы физики и самостоятельные технические науки в своих основах связаны с органами чувств человека, а их исходные величины и их единицы измерения по происхождению и применению – физиологические или, точнее, физико-физиологические. Многие разделы физики или ее технические специализации прямо связаны с природными, физиологическими или биологическими приемниками энергии. Можно выделить несколько физических и технических разделов на основе общих свойств конкретных физических явлений и их особенностей...

Читать далее на сайте: http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/14979/fizika-fiziologiya-i-bezopasnost-nauchnie-obosnovaniya-zdorovih-i-bezopasnih-usloviy-truda