Найти тему
История c изнанки

Как Голливуд зарабатывал деньги?

Эпоха немого кино в США была своего рода периодом «бури и натиска» для кинобизнеса. Сотни очень маленьких студий ринулись в перспективную отрасль. Тут можно было очень быстро обернуться с деньгами, быстро нарастить капитал. Фильмы снимались быстро и были простецкими. Требования к кинозалам тоже были очень скромными. Кинобизнес начала века считался чем-то мелким. Занимались этим почти исключительно эмигранты-ашкенази из Российской империи и восточной Европы. Англосаксов это не интересовало, киноиндустрия считалась недостойным занятием.

Смотрели это тоже эмигранты, городская беднота. Дешевое и непритязательное зрелище для миллионов. Замена высокому искусству, театрам, опере.

Два события коренным образом изменили ситуацию. Во-первых, технический прогресс привел к звуку. Это сразу потребовало крупных капиталовложений. Студиям потребовались средства на техническое перевооружение для перехода на звукЭ новые камеры, технологии способные совместить изображение и звук. Потребовались дорогие специалисты, звукорежиссеры, сценаристы способные писать диалоги. Монтаж фильма тоже сильно усложнился. Потребовался новый актерский состав, который стал массово рекрутироваться с Бродвея, репертуарных театров.

Вторым важным изменением стал биржевой крах 1929 года, мелкие студии работающие с колес, производящие всего один-два фильма, поросту не выдержали и обанкротились.

В результате родились вертикально-интегрированные компании с полным циклом. Производство, дистрибуция и прокат фильмов.

Из шторма перемен родилось пять гигантов, «большая голливудская пятерка»: Парамаунт, Метро-Голдвин-Мейер (МГМ), 20-й век-Фокс, Уорнер Бразерс и РКО (который стоял несколько в стороне и пришел из индустрии радио). Они владели сетями из сотен кинозалов, которые зачастую были самыми роскошными в городе, расположенными в деловом центре – настоящие дворцы в сравнении с кинозалами немого кино

Еще три кинокомпании были поменьше, кинозалов у них было мало или совсем ничего – Юниверсал, Коламбия и Юнайтед Артист. Они специализировались на производстве фильмов так называемой категории В – там не было дорогих звезд, они были дешевле и, как правило, короче – вестерны с ковбоями, гангстерские стрелялки, ужастики, в послевоенное время – фантастика…

Секрет процветания голливудской пятерки в «пакетном соглашении» с независимыми прокатчиками (не принадлежавшим студиям напрямую). Тем не менее они сильно зависили от студий-производителей, которые смогли навязать условия бери и плати

Подобно советской бакалее, когда к баночке икры цеплялся неликвид, например, - пакет гнилого лука, - точно также просто купить прокатчику блокбастер со звездами было нельзя, купить можно было только в нагрузку. Придумал всю эту хитрованную схему (как утверждают!) Адольф Цукер из Парамаунта, а остальные студии скопировали.

Звезды, которые своим участием в фильме гарантировали наплыв, были все законтрактованы большой пятеркой. Операторы, режиссеры, декораторы и костюмеры тоже были все на контрактах. Фрилансеры были, но их было немного, это – скорее исключения… главная звезда 30-х Кларк Гейбл снимался во всем, что ему предлагала студия, и не чирикал…

Обычный стандартный пакет большой студии в 40-х состоял из пяти фильмов. Категории А из них был всего один, остальные – нагрузка…. Зачастую – и даже как правило! – прокатчик мог не видеть фильмы, их предстояло только еще снять, в предложении стояло всего лишь: жанр фильма, его продолжительность и участвующие звезды – предлагалось купить «кота в мешке».

Для студии категория В было сущим хлебом. Фильм с заранее и твердо оговоренной предварительной выручкой позволял получать верный доход. Если блокбастер приносил студии славу, кинопремии и престиж, то категория В позволяла оставаться на плаву, гарантировала экономическую безопасность.

Кроме того… кроме того, фильмы второго эшелона, фильмы без затей и особых затрат позволяли студиям больше загрузить своих актеров и технический персонал по контракту, позволял экономить на декорациях – все это улучшало производительность труда, так сказать…

В общем – классический Голливуд генерировал высокие доходы и постепенно заткнул конкурентов из Старого света. А окончательную победу над конкурентами из Европы Голливуду принесла разразившаяся Вторая Мировая… Таланты перекочевали в Голливуд