Битва при Харахалджит-Элетах — крупное сражение 1203 года, произошедшее между войсками Чингисхана и кереитского правителя Ван-хана.
По оценкам историков, в начале 1203 года войска Чингисхана существенно уступали по силе его противникам. Уход знатных родственников (Алтана, Даритай-отчигина и Хучара), а вместе с ними и ряда союзных обоков вскоре после татарского похода, по разным данным, лишил монгольского хана от одной трети до половины населения улуса. Другим не менее важным фактором оказалась и внезапность приближения противника. Таким образом, для сражения при Харахалджит-Элетах Чингисхан мог выставить не больше десяти тысяч человек. Несмотря на значительный перевес в численности войск со стороны кереитов, Чингисхан не стал уклоняться от сражения. Был созван совет с целью обсуждения расстановки сил.
Ван-хан разделил свои войска на пять частей, расставив их в следующей последовательности: джуркины Хадаги — тумен-тубегены Ачих-Шируна — олан-дунхаиты — тысяча тургаудов Ван-хана во главе Хоришилемун-тайджи — Великий Средний полк во главе Нилха-Сангума и самого Ван-хана. Непосредственно перед битвой о расстановке сил кереитов Чингисхану доложил Джамуха, вместе с этим посоветовав тому организовать внезапную атаку. По версии Рашид ад-Дина, Чингисхан узнал о расположении неприятеля от двух своих разведчиков, наблюдавших за кереитами с Мау-Ундурских высот. Как бы то ни было, на основании полученных сведений монголами был составлен подробный план атаки. Передовыми были поставлены урутские и мангутские воины под командованием Чжурчедая и Хуилдар-Сечена; вторым эшелоном стали нукеры Чингисхана
Первый отряд во главе джуркинов приблизился к войскам Чингисхана, когда они выстраивались для сражения. Урутам и мангутам удалось смять джуркинов и погнать их назад, однако во время погони наперерез вышли тумен-тубегены. Приблизившись к Хуилдар-Сечену, Ачих-Ширун ударил его копьём, выбив из седла. Оставшиеся уруты во главе с Чжурчедаем отбили атаки тумен-тубегенов, олан-дунхаитов и брошенной Ван-ханом тысячи тургаудов. Разъярённый Нилха-Сангум, не дожидаясь окончания сражения, сам бросился в бой во главе Среднего полка, но был ранен в щёку стрелой и упал с коня. Испугавшись, кереиты стали отступать, однако монголам так и не удалось разгромить врага из-за наступивших сумерек и измотанности армий.