508 подписчиков

Управление насекомыми

411 прочитали
Проблема, над которой трудятся москов­ские энтомологи, состоит в том, как насекомые, за­слышав песню собрата, находят ее автора в деб­рях трав.

Проблема, над которой трудятся москов­ские энтомологи, состоит в том, как насекомые, за­слышав песню собрата, находят ее автора в деб­рях трав. Может быть, на­секомые ориентируются на звук так же, как и млеко­питающие? Наше, напри­мер, правое и левое ухо разделяет расстояние около 10 сантиметров. Этот интервал очень важен. Звук, пришедший, ска­жем, справа, раньше при­мут звуковоспринимаю-щие нервные клетки (ре­цепторы) правого уха, и лишь затем — левого.

Исследуя устройство звуковоспринимающих ор­ганов сверчков, ученые об­наружили нечто неожи­данное. Правое и левое «ухо», расположенные под коленками насекомого, оказались соединенными извилистыми трубочками, принадлежащими дыха­тельной системе. Не яв­ляются ли эти ходы спе­циальным волноводом, уд­линяющим путь звуко­вой волны и помогающим нейронам заметить мизерную задержку между по­ступлением звука с раз­ных сторон?

Проверяя гипотезу, уче­ные закупоривали эти тру­бочки в разных местах. После этого сверчков вра­щали вокруг работающего динамика таким образом, чтобы звук поступал попе­ременно то с одной, то с другой стороны. Информа­цию снимали с электродов, кончики которых ученые вводили в различные нерв­ные клетки и проводящие пути слуховой системы на­секомых. Нервные клетки нормальных сверчков то сильнее, то слабее отвеча­ли на звук динамика в за­висимости от того, ближе или дальше к нему нахо­дилось в данный момент то ухо, откуда они полу­чали электроимпульсные сообщения. Зато у сверч­ков с нарушенными вол­новодами нервные клетки слуховых центров почти одинаково реагировали на источник звука, независи­мо от того, где он нахо­дился. Это подтверждало гипотезу ученых. Потом в нервной системе сверчков нашли нервные клетки, ко­торые сравнивают «депе­ши» от рецепторов правого и левого «уха», в ко­торых на языке электриче­ских импульсов закодиро­вана звуковая информа­ция, и устанавливают на­правление поступающих сигналов.

Так человек сумел про­честь еще одно изобрете­ние природы, миниатюр­ное и очень изящное.

На протяжении всей своей истории человек ищет методы борьбы с вредными насекомыми. Сегодня по их вине голо­дает каждый четвертый житель земли и каждый шестой болеет. Если бы удалось вывести вредите­лей со всех складов и эле­ваторов планеты, то уце­левшего продовольствия хватило бы для годового пропитания 300 миллионов человек.

Казалось, что примене­ние в сельском хозяйстве инсектицидов — веществ ядовитых для насеко­мых — давало возмож­ность людям навсегда по­кончить со своими извеч­ными врагами. Но скоро выяснилось: инсектициды более опасны для челове­ка и окружающей среды, чем для самих вредите­лей. Ко многим ядохими­катам они быстро привы­кают.

Тогда стали учиться уп­равлять поведением насекомых. Имитируя их сиг­налы, можно отпугивать вредителей от полей и складов или уничтожать, заманивая в специальные ловушки. Преимущество ловушки в том, что она заманивает лишь опасные виды жуков или бабочек, сохраняя многие полез­ные, безразличные к этому «паролю».

Однако имитируемые электроникой крики птиц и летучих мышей — врагов насекомых — не очень-то их отпугивали. И не бро­сались они в ловушки, за­слышав фальшивые песни любви.

Многое еще не было из­вестно: какие звуковые сигналы насекомых несут смысловую нагрузку, а ка­кие являются как бы фо­ном, как насекомые нахо­дят источники звука в про­странстве и как меняется их «речь» в зависимости от времени года, темпера­туры. Лишь после того, как энтомологи ответили на эти вопросы, появились первые эффективные ме­тоды управления поведе­нием насекомых.

Ученые из МГУ создали ловушку для уничтожения медведок — плодовитых и прожорливых вредителей полей и огородов. Основной элемент такого уст­ройства электронный блок, генерирующий звуковые сигналы, которые воспроизводят призывные песни самцов этих насекомых. Сигналы усиливаются громкоговорите­лем, смонтированным в
конусовидной пластмассо­вой ловушке диаметром около метра. На дне уст­ройства, закопанного доверхнего края в грунт, прикреплен сосуд с клейкой жидкостью для ловли насекомых.

Оказалось, что частота повторения импульсов в призывной песне медведок зависит от температуры воздуха. Чем жарче, тем вдохновеннее поют самцы, и наоборот. Поэтому в схему генератора включи­ли термистор, автоматиче­ски регулирующий частоту повторения импульсов в зависимости от погоды.

Ловушки испытывали в одном из туркменских кол­хозов. Устройства включа­ли с наступлением темно­ты и выключали после двух часов ночи, как толь­ко прекращалась актив­ность медведок. Даже в холодную ветреную пого­ду ловушка действовала со скоростью примерно од­ной пойманной медведки в минуту. А насколько можно увеличивать гром­кость имитируемых песен медведок, не отпугивая на­секомых? Лишние децибе­лы не только не испугали их, а еще сильнее при­влекали. Это очень важ­но для всех методов био­акустического управления поведением насекомых. Теперь ясно, что, увеличи­вая мощность звуковых излучателей, можно со­брать гораздо больший «урожай» вредителей.

«Даже насекомые своим стрекотанием могут выра­жать ярость, ужас, рев­ность или любовь»,— ска­зал однажды Чарлз Дар­вин. Хотя учеными еще не доказано, что насекомые и вправду способны на это, уже бесспорно, что они об­ладают выразительным языком, и голоса их, зву­чащие повсюду на плане­те, несут в себе разнооб­разную и порой весьма сложную информацию. Расшифровывая ее и уз­навая, как устроены зву­ковые органы и «уши» на­секомых, биологи расши­ряют знания о живом ми­ре, участвуют в решении важнейших экологических и хозяйственных проблем.