А во второй серии действие происходит уже через 9 лет, осенью 1934 года. И начинается оно уже , как в детективе. Фильм снимался в 1938 г. и добавились многие обстоятельства , выявленные на процессе Пятакова,Радека и др.,состоявшегося в начале 1937 г.
Но НКВД быстро вычислило, кто был этот подстрекатель. Одни из бывших "карташовцев". Оппозиционеры ушли в подполье. Ими руководит работающий простым счетоводом Боровский. Он по-прежнему руководит все организационной работой. Добавились участники заговора.
Получив от Пятакова и иностранного агента задание убить Шахова, Карташов выезжает к Боровскому. Боровский против этих терактов, так как одно убийство ничего не даст. Но Карташов настаивает,хозяевам надо доказать,что они что-то могут сделать.А в это время НКВД начинает распутывать заговорщицкий клубок. Разоблачают Земцова, арестовывают Авдеева, Карташова. Боровский начинает заметать следы. Яша убивает рабочего Крючкова, который пытался подговорить лесника убить Шахова, и рабочего Дронова, которого Боровский пытался неудачно завербовать в подполье.
И 23 сентября 1934 г. первый секретарь крайкома ВКП\б\ был убит Дроновым во время совещания с передовиками производства.Вот так теоретические споры переросли в индивидуальный террор.Фильм задумали снимать еще в 1935 г. К январю 1937 г. был написан сценарий. К этому времени прошли уже два из трех "московских" процессов - "зиновьевцев" в августе 1936 г. и "пятаковцев" в январе 1937 г. Естественно, т. Сталин пристально следил за работой над фильмом. Вот такое письмо он прислал председателю Комитета по делам искусств при СНК Шумяцкому Б.З.:
"Сценарий т. Эрмлера («Великий гражданин») читал. Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны. Имеются, однако, ошибки.
1. Представители «оппозиции» выглядят как более старшие физически и в смысле партийного стажа, чем представители ЦК. Это не типично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину.
2. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами – пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов – и революционером Желябовым.
3. Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии.
4. Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова – Радека.Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа – за победу социализма в СССР, за ликвидацию всех остатков капитализма, за независимость и территориальную целостность СССР, за антифашизм и сближение с нефашистскими государствами против фашистских государств, против войны, за политику мира; другая программа – за реставрацию капитализма в СССР и свертывание социалистических завоеваний, против независимости СССР и за государственное расчленение СССР в угоду фашистским государствам, за сближение с наиболее сильными фашистскими государствами против интересов рабочего класса и в ущерб интересам нефашистских государств, за обострение военной опасности и против политики мира.
Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий за власть, из которых одной «повезло» в этой борьбе, а другой «не повезло», что было бы грубым искажением действительности, а как борьба двух программ, из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом.
Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова – Радека.
С ком. приветом И. Сталин . 27 января 1937 г."
И, как бы подводя итог, на мой взгляд, перед нами очень талантливая в художественном отношении кинокартина с великолепным актерским исполнением главных ролей.
Как они многоплановы и разнообразны - Берсенев, Жаков и Боголюбов. Остальные герои - это великолепные типажи ,оттеняющие главных героев. Но главные герои достигают каких-то, прямо достоевских глубин. Да и авторы сценария признавали,что опирались в какой-то степени на "Бесов" Достоевского. И вот такие очень "высокохудожественные" "враги народа" не пришлись ко двору в послесталинское время.
Потому что политическая установка была, что не было никаких "врагов народа", а были жертвы взбесившегося по каким то причинам в 1937 году кровавого параноика товарища Сталина и его подручного, изнасиловавшего половину женского населения СССР, Лаврентия Павловича Берия.
Как показывать же такой фильм, когда там такие убедительные заговорщики. Народ ведь еще и поверит,что так и было на самом деле. Хотя до конца 80-х никто из осужденных на трех "московских" процессах не был реабилитирован. По "делу военных" Тухачевского и др. реабилитировали еще в середине 50-х.
А вот Зиновьева, Каменева, Пятакова , Радека, Бухарина, Рыкова реабилитировали уже во время яковлевской кампании повальной реабилитации в конце 80-х. До этого по этим делам принимались решения об отказе в реабилитации.
В общем, фильм замечательный и обязательно посмотрите. Хотя бы с историко-культурологической точки зрения.
Часть первая
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал.