Лидер архангельского регионального общественного движения поддержки гражданских инициатив «Мы здесь живём!» Алексей Ермаков о том, почему настало время объединять активных жителей области и общественников на одной площадке.
– Алексей Алексеевич, общественное движение «Мы здесь живем!» официально зарегистрировано и начинает свою работу в регионе. Как возникла идея его создания? Какие для этого были предпосылки?
– Настроение жителей Архангельской области – вот основная предпосылка. Насущная потребность в переменах. И с этим настроением живут разные группы людей. Молодежь – как основной локомотив любых изменений. Зрелые люди – потому что заводят семьи, рожают детей и в будущее смотрят прицельно. Старшее поколение – поскольку чувствует долю своей ответственности за существующее положение дел. Если прежде мысль о том, чтобы что-то менять, не имела никакого адресного характера, то сейчас люди уже в состоянии ответить на вопрос, какие именно изменения им нужны. Граждане готовы развиваться сами и развивать окружающее их пространство. Вместо риторики «доколе», параллельно с градусом негодования стало возрастать число инициативных и деятельных людей. Вот только площадки, где их могли бы выслушать, в регионе не было. До недавнего времени. Мы, вместе с моими коллегами-общественниками, решили такую площадку жителям региона предложить, чтобы объединить на ней тех, кто готов к каким-то реальным действиям, а не просто разговорам о том, как было бы хорошо, если бы…
– «Мы здесь живем!» – движение поддержки гражданских инициатив. Как вы считаете, населению региона есть что предложить? Готовы ли люди сейчас включаться в работу над тем, чтобы изменить качество жизни в области к лучшему?
– Я думаю, что люди готовы. И они это уже делают. Точечно. По-своему, часто не имея достаточного опыта и каких-либо механизмов поддержки. Неравнодушное отношение к жизни в целом и к своей земле – это ментальная черта северян, их особый культурный код, если хотите. Гражданская инициатива – это в первую очередь идея. А их масса: от того, что соседи объединяются, чтобы привести в порядок детскую площадку во дворе, до того, что инициативные группы в районах области занимаются на волонтерских началах восстановлением храмов и церквей. В Архангельске, к примеру, работает общественное экологическое движение «42», которое еженедельно занимается просветительской работой в сфере раздельного сбора отходов, обучая людей и организовывая сбор вторсырья. Все это гражданские инициативы в разных сферах и разного масштаба, но они совершенно точно есть, и нужно, чтобы у этих активных людей, которые их реализуют, была возможность объединяться, консолидировать усилия.
– В обращении движения, опубликованном на сайте, сказано, что одно из важных направлений его работы – налаживание диалога между народом и властью. Расскажите, как вы видите ситуацию сейчас и как ее нужно менять.
– Сейчас диалога нет, и это очень печально, потому что жители региона к нему постоянно взывают. Они хотят участвовать в жизни области, хотят, чтобы их слышали. Они готовы включаться в совместную работу над тем, чтобы менять ситуацию. Люди стали гораздо более активными и уже уверенно требуют, чтобы власть их приглашала к обсуждению насущной повестки. Население регулярно делает шаги навстречу, но диалога не получается.
Проблема, на мой взгляд, в том, что в отношениях власть – народ должен появиться новый общественный договор. Прежний, это очевидно, людей уже не устраивает, да и власть многократно его нарушила. Для того чтобы сформировать новый договор, нужен содержательный, а не декларативный диалог. Основа успешной коммуникации человечества – умение договариваться. Жизнь вокруг нас постоянно меняется. Взаимоотношения, в том числе между государством и обществом, должны быть пластичными, чтобы каждая из сторон выполняла свои обязанности: гражданин работал и платил налоги, власть формировала бюджет и обеспечивала его качественной инфраструктурой для комфортной жизни. Вот для того, чтобы это действительно работало, и нужен общественный договор. Общественные движения и объединения и их консолидация – это один из важных шагов к тому, чтобы был возможен конструктивный диалог с органами власти на любом ее уровне – государственном или муниципальном.
– В планах движения – разработка конкретных предложений для социально-экономического развития региона. Что это будет? Собираетесь ли вы привлекать общественность для их формирования?
– Конечно. Среди общественников есть масса людей с интересными идеями, экспертов, которые могут принести реальную пользу, что-то дельное предложить. Сбор и систематизацию этих предложений – отдельная и очень важная задача. Необходимость развития социально-экономической сферы в области стоит очень остро. Эти изменения востребованы студентами, пенсионерами, молодыми мамами, бюджетниками, представителями бизнеса, особенно мелкого и среднего. И было бы правильно, если бы в формировании бесконечных стратегий-2020 или 2030 принимали участие реальные люди, для которых Архангельская область – дом. Мы здесь живем. Не какие-то другие, условные люди, а мы с вами. Мои внуки или ваши дети в этой области будут учиться, создавать семьи, строить планы. А значит, именно нам сейчас предстоит сделать все возможное, чтобы они здесь остались, а не уехали. Именно нам с вами нужно будет научить их активной позиции, воспитать в них созидателей. Но для этого нужно начать с себя и уже сейчас. Например, с того, чтобы провести субботник с соседями в микрорайоне или предложить какую-то стоящую идею для улучшения инвестиционного климата в Архангельской области. Каждый в силах сделать что-то действительно полезное. Достаточно желания.