Давно утихли разговоры о всколыхнувшей общественность трагедии, в которой три человека погибли, искупавшись в бассейне, куда перед этим бросили сухой лед. Мы ни в коем случае не хотим вспоминать подробности и бередить раны, напротив, специально выждали, чтобы спокойно, без эмоций порассуждать над вопросом, который тогда возник в нашей редакции: как так получается, что взрослые образованные люди порой совершают поступки, противоречащие здравому смыслу. Дело в людях (прогуливали уроки, плохо учились…) или, может, все же в несовершенстве учебных программ? Попробуем разобраться на примере сухого льда.
В первую очередь нам нужно рассмотреть сразу несколько школьных предметов.
Химия
Диоксид углерода (двуокись углерода, углекислый газ, углекислота) – бесцветный газ с легким кисловатым запахом, химическая формула – CO2. Содержится в воздухе, который представляет собой смесь газов. Доля углекислого газа не слишком велика: он занимает всего 0,03% объема воздуха, уступая азоту, кислороду и аргону.
С этим газом школьников знакомят на уроках химии в 9-м классе: со строением молекулы, способами получения, химическими свойствами и многим другим. Но расскажет ли учитель именно о сухом льде, об отравлении, способах помощи? У нас нет ответа.
Физика
Сухой лед – твердый диоксид углерода CO2, при атмосферном давлении и комнатной температуре переходящий в газообразное состояние, минуя жидкую фазу. Температура сублимации (перехода вещества из твердого состояния сразу в газообразное) при нормальном давлении – минус 78,5 °С.
Плотность CO2 при нормальных условиях составляет 1,98 кг/м³ (примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха).
Агрегатные состояния вещества, в том числе и переход из твердого состояния сразу в газообразное, школьники изучают на уроках физики в 8-м классе, но сухой лед при этом может и не упоминаться. В качестве примера сублимации учитель вполне может привести, скажем, процесс превращения кристаллов элементарного иода I2 в газообразный молекулярный иод (жидкая фаза при нормальных условиях отсутствует).
Биология и ОБЖ
Углекислый газ в высоких концентрациях по воздействию на воздуходышащие живые организмы можно отнести к удушающим газам. Незначительное повышение концентрации в помещениях приводит к развитию у людей сонливости и слабости, снижает когнитивные способности. Об ухудшении работоспособности учеников в душном помещении хорошо знает любой учитель.
При более высоких концентрациях развиваются симптомы удушья, проявляющиеся в виде головной боли, головокружения, расстройства слуха и потери сознания. При вдыхании воздуха с очень высокими концентрациями CO2 быстро наступает смерть от удушья, вызванного гипоксией, то есть пониженным содержанием кислорода в организме.
На уроках биологии о диоксиде углерода говорят, когда в 5-м классе рассматривают состав атмосферы и чуть позже – фотосинтез, а в 10-м – обмен веществ. Никакой связи с сухим льдом не наблюдается.
То же и с ОБЖ: в средних и старших классах речь об этом газе заходит в рамках некоторых тем – об атмосфере, загрязнении окружающей среды, средствах индивидуальной защиты органов дыхания, огнетушителях. Но сухой лед опять же не упоминается.
Таким образом, одна из причин происходящих время от времени событий, подобных трагедии, послужившей отправной точкой для сегодняшних рассуждений, отнюдь не слабые знания физики, химии и биологии. Быстрый опрос, который не претендует, разумеется, на репрезентативность, показал, что многие из наших коллег, знакомых и родственников, включая хорошо учившихся в школе, до этой трагедии не знали или не могли вспомнить, что такое сухой лед, почему он может быть опасен и каковы меры предосторожности при его использовании.
Еще одно соображение касается техники безопасности: проблема не только в отсутствии целостной картины мира у людей, но и замена в школьном, а зачастую и в вузовском образовании реальных объектов упрощенными моделями или даже видеороликами о моделях. Если же школьник или студент самостоятельно, но, разумеется, под руководством преподавателя или технического сотрудника выполняет лабораторные работы, измерения, эксперименты, то техника безопасности прочно «вдалбливается» (думаем, такое слово здесь вполне уместно) в голову.
Картина мира
Порассуждаем о некоторых недостатках школьного естественно-научного образования.
В разговоре на эту тему наш коллега припомнил историю своей дочери. Когда она училась в старших классах лингвистического лицея, вместо уроков физики, химии и биологии в расписании значился предмет естествознание. Идея была такова: для увеличения объема часов, выделяемых на изучение двух иностранных языков, свести до допустимого минимума время, отводимое на освоение предметов естественно-научного цикла. При этом и на химии, и на физике будущие лингвисты не целостную картину мира пытались составить, а решали оторванные от жизни задачки, подставляя в формулы, которые значили для них чуть меньше, чем ничего, значения силы тока или мощности, магнитной индукции или удельной теплоемкости, и, что удивительно, даже получали иногда правильные ответы. Стоит ли говорить, что от такого курса естествознания в голове выпускников не осталось ровным счетом ничего?
Конечно, есть российские школы, в которых естественно-научное образование находится на высочайшем уровне. Ученики этих образовательных организаций выигрывают интеллектуальные соревнования не только всероссийского, но и международного уровня. Однако только четверть школ России, по оценкам Рособрнадзора, в международных сопоставительных исследованиях показывает результаты, позволяющие входить в топ-10 стран по качеству общего образования.
Возможно, для школ и классов, в которых преподавание физики, химии и биологии ведется не на профильном, а на базовом уровне, есть смысл в корне изменить учебную программу по этим предметам, уйдя от теоретических моделей и сделав упор на связь с реальной жизнью. В противном случае уже в ближайшем будущем 33-е место РФ по естественно-научной грамотности, которое наши 15-летние школьники заняли по результатам исследования PISA-2018, покажется прекрасным результатом.
Без чудодейственных рецептов
Пожалуй, не существует образования, способного дать стопроцентную гарантию, что подобных трагедий не случится в будущем. И все же, полагаем, мы можем попытаться что-то изменить. Для этого, во-первых, необходимо на школьных уроках естественно-научного цикла уделять внимание не только теоретическим моделям, но и работе с датчиками, измерительными приборами и техническими устройствами, причем такая работа должна сопровождаться содержательным инструктажем по технике безопасности. Во-вторых, содержание предмета ОБЖ должно оперативно меняться, реагируя на появление модных среди молодежи занятий, которые представляют реальную опасность.
Наверняка у читателей есть свои объяснения причин трагедий и несчастных случаев, подобных упомянутому в статье, а также идеи и соображения по их профилактике. Будем рады, если вы их изложите.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.