В фондах Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в коллекциях «Дерево» и «Самодеятельное декоративно-прикладное искусство» хранится много изделий из бересты. На Руси бересту очень уважали и любили, и недаром: этот материал обладает исключительными качествами. Пластичный и гибкий, но в то же время очень прочный, он где только не использовался. Удивляет сама возможность того, что жидкость из тоненького слоя берёзовой «одежды» никуда не вытекает.
Разумеется, бересту было бы просто невыгодно использовать только для изготовления посуды. И мы хотим рассказать об очень интересном экспонате из экспозиции «Крестьянские дети» Музея деревянного зодчества – полотухе.
Это название, по словарю живого великорусского языка В.И. Даля, происходит от глагола «полоть». Небольшое берестяное корытце применялось по-разному: и чтобы собирать сорняки при прополке, и когда веяли – отделяли лузгу и сорные травы от зерна. А еще в полотухе разбирали крупу, муку, замешивали тесто, хранили в ней продукты…
Но это всё, так сказать, «посудные» варианты. Полотуху использовали очень интересно. Её делали немного глубже – и использовали как люльку, переноску… и даже как ванночку для младенцев. Хотя глубина невелика (у нашей полотухи 15 см), помыть новорожденного или ребёнка нескольких месяцев от роду в ней было вполне удобно.
Полотуха изготавливалась из пластов бересты (скалы), которые прошивались и скреплялись обработанным корнем сосны. Для жёсткости бортов и придания формы скалу крепили к ивовому пруту. Получалось и удобно, и красиво.
Надежда Максимова, старший научный сотрудник историко-этнографического отдела.
Выставки и экспозиции Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника в данный момент закрыты в связи с мерами предосторожности против распространения коронавирусной инфекции. Но после окончания карантина мы ждём вас в музее – и, конечно же, в Музее деревянного зодчества, где очень много интересных экспонатов.