Найти тему

СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года была одобрена Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья, которая вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств, в том числе и Россия¹. С этого момента Россия стала стремиться к международным нормам и правам по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Была создана Программа «Доступная среда 2011-2020», которая продлена до 2025 года. Целью данной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения качества жизни инвалидов, а также интеграции инвалидов в общество.

Ярская В.Н. так определяет термин социальной инклюзии: «Социальная инклюзия - обязательный процесс, ведущий к социальной интеграции, которая превращает всех членов общества в лояльных граждан, независимо от их этнического происхождения, уровня культурного и социального капитала, наличия ограничений по здоровью»². Различают пять основных видов нозологии:

· нарушения зрения,

· нарушения слуха,

· нарушения ОДА, передвигающиеся на креслах-колясках,

· умственные нарушения.

В современном мире, в условиях цифровой трансформации, для людей с ограниченными возможностями здоровья используются новейшие технологии. Так, для людей с нарушением зрения в кинотеатрах используется тифлокомментирование. В Свердловской области тифлокомментирование уже доступно зрителям кинотеатров Асбеста, Верхней Пышмы и посёлка Буланаш Артемовского городского округа. Для людей с нарушением слуха в кинотеатрах показывают фильмы с субтитрами.

В настоящее время музеи оснащены аудиогидами и видеогидами, используют этикетки с шрифтом Брайля, приспосабливают экспонаты для тактильного восприятия³. Развиваются проекты инклюзивных музеев, где социализируются и творчески развиваются дети и взрослые с различными нозологиями.

В Екатеринбурге библиотека, которая считается одной из лучших в России. «Свердловская областная специальная библиотека для слепых» доступна для всех категорий инвалидов! В этой библиотеке огромный книжный фонд, рассчитанный для чтения инвалидами по зрению. Это «говорящие» книги на кассетах, книги с шрифтом Брайля, на CD и флэш-картах, рельефно-графические издания. Очень много литературы для маленьких детей написанные крупным шрифтом В библиотеке имеется электронный читальный зал, где на компьютерах установлена программа JAWS и подключены клавиатуры с выпуклыми кнопками. Читатели могут воспользоваться стационарными и ручными видеоувеличителями, универсальным принтером Брайля, а также сканирующим и читающим плоский текст «говорящей» машиной. Читатели могут взять напрокат тифлофлэшплеер для чтения «говорящих» электронных книг на флэш-картах4.

В крупных городах создаются центры досуга и развития для людей с ограниченными возможностями. В Екатеринбурге имеются специализированные образовательные учреждения, оснащенные новейшими технологиями для детей с различными нозологиями. Создаются условия доступной среды к объектам культурно-досуговых учреждений.

Все эти меры культурно-досуговых учреждений подкреплены законодательно. Во многих больших городах используются аналогичные методы и технические поддержки инвалидов с различными нозологиями. Это способствует положительной самоидентификации людей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации в культурной среде. Инклюзия предполагает включенность в группу, деятельность и само чувство включенности. Для инвалидов это возможность общения, личностного развития, эмоционального контакта в социальной среде. В обществе формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Доступность объектов культуры, меняет сознание нормализованных людей. Нет разницы «Инвалид - не инвалид». Нет лишних. Все вместе. Инклюзивное общество должно быть открытым, доступным и принимающим всех!

Государство поддерживает некоммерческие организации посредством «Фонда Президентских грантов», куда могут подать заявку все жители РФ. На странице «ВКонтакте», публикуются все организации, получившие грант за прошедшие года. В Иркутске, сотрудники ботанического сада проводят в детских домах терапевтические праздники. Приводя питомцев к тем детям, которые не способны передвигаться самостоятельно, авторы проекта помогают ребёнку восполнить дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Дети очень любят общаться с животными. Это повышает настроение и развивает навыки общения у детей, страдающих аутизмом. В Перми сотрудники Ботанического сада им. Генкеля, провели экскурсию для детей с нарушением зрения. В городе Можга, Республики Удмуртии, создали инклюзивную гончарную мастерскую «Глиняная сказка», куда дети с 5 лет приходят заниматься творчеством5.

Все новаторские идеи идут из самой столицы, где более 6000 объектов инклюзивной доступной среды. Желание помощь, сострадание и любовь делают возможным осуществления инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья.