Недавно был пройден Dark Messiah of Might and Magic, и, несмотря на то, что я обожал эту игру в своем детстве, и на момент выхода она собирала оценки из разряда 8-8,5, по прохождению я не думая влепил ей 7, и не рекомендую никому более тратить время на неё, кроме как ради ностальгии.
Почему? Абсолютно КАЖДЫЙ момент игры я ощущал, что чего-то не хватает. Игра чувствовалась пустой и безжизненной, даже когда на экране были максимальные для игры 4-5 персонажей. Пройдя игру и запустив Alan Wake, с первой же минуты, до конца понял, что не так.
В «Мессии» не было музыки. Вообще. Она наступила на грабли огромного количества игр со времен Resident Evil 4, которая ввела сомнительную моду на попытки задать атмосферу без музыки. И если у четвертого «резика» это получилось, то «Мессия» недостаточно атмосферен, стилен и просто хорош, чтобы повторить этот финт.
Быть честным, даже у некоторых частей RE после четвертой это не всегда получалось (кто-нибудь, сотрите RE6 из моей памяти). Ремейк RE2 достоин «десятки», по моему мнению, вопреки этому решению, а не благодаря ему.
Пример обратного? Любая игра серии «Persona», 2-4 части так точно. Просто запустив игру, даже не начиная её, вас встречает прекрасная, спокойная тема, из-за которой даже просто шариться по настройкам приятно. До сих пор помню, как запустив Persona 3 Portable в первый раз в своей жизни, не зная ничего ни об игре, ни о серии, я впал в ступор на пару минут. Тема главного меню и его оформление сразу, с ходу, показали, что это продукт крайне качественный и атмосферный.
И вся игра такая. Абсолютно с каждым треком связаны какие-то воспоминания, которые ни с чем не спутать. Возвращаемся со школы в общагу вечером — включается Iwatodai Station, и кто-то встречает у входа фразой из разряда «где ты шатался?» или «привет, как прошел день?». И всё это вспоминается с первых же секунд трека, даже когда не трогал игру годами. Смена музыкальных тем боя и общения с друзьями в зависимости от пола ГГ — вишенка на торте. Как и смена практически всей музыки в последний месяц игры.
Стала бы «Персона» плохой игрой без настолько крутой музыки? Нет, но из «девятки» она бы превратилась в «семерку», в лучшем случае. «Мессия» всё ещё хорошая игра, правда, но она не запоминается, не откладывается на года в голове, не вызывает желания запустить её заново, как только прошел. Третья же «Персона» забрала у меня из жизни пять сотен часов за 6 прохождений (в процессе третьего четвертой части), и меня при прослушивании её саундтрека (или его танцевальных ремиксов (ремикс боевой темы Persona 4 Golden ОТ КОМПОЗИТОРА САЙЛЕНТ ХИЛЛОВ), или каверов, или чего угодно связанного с ним) опять тянет вернуться и потеряться ещё на сотню. То же самое с новыми «думами», Dusk, Unreal Tournament, Nier: Automata, и тд, и тп.
Вывод? Для действительно хорошей и запоминающейся игры нужна такая же музыка. Вот и всё. И прекратите уже этот бред про «саундтрек должен создавать атмосферу незаметно», пожалуйста