Найти в Дзене
Present time

Презентации в период карантина. Часть 1

В период, когда вы не можете лично выступить перед аудиторией, особенно важно выстроить ее таким образом, чтобы вас поняли и без личного контакта.

Поэтому сегодня я хочу поговорить о презентациях во время карантина. Как их делать, пока ваш офис/институт/школа работают на удаленке?

Шаг 1. Определитесь с форматом представления презентации.

Я выделила 4 основных способов рассказать свою презентацию (расположены в порядке увеличения вашей вовлеченности и контакта с аудиторией):

  • 1. Сделать презентацию на отправку.

В этом случае вы просто отправляете файл с презентацией в одном из доступных форматов на электронную почту или выкладываете на файлообменник.

Плюсы: это потребует меньшего количества усилий, потраченных на подготовку (т.к. не нужно записывать видео или пытаться состыковаться с людьми, для кого предназначена презентация). Также вы не будете нервничать, поскольку вам не придется выступать.

Минусы: вы не знаете, как аудитория реагирует на презентацию (выполнена ли ваша цель). Кроме того, вы потратите много времени на ответы на вопросы. Кроме того, если вы допустили какие-то ошибки, их будет тяжелее исправить.

Готовя презентацию на отправку, вы должны понимать, что правила ее подготовки отличаются от презентации для выступления: так, там должно быть больше сопровождающих материалов и объяснений, а логика должна быть выстроена максимально четко.

  • 2. Создать презентацию с озвучкой.

В данном случае вы не только готовите презентацию, но и анимируете ее и озвучиваете. Затем нужно "склеить" презентацию и голос и сохранить их в формате видео. Далее видео отправляется вместе с презентацией по почте или выкладывается на файлообменник/Youtube.

Плюсы: этот способ подходит в случае, если вам нужно дать какие-то комментарии по слайдам, но при этом вы не хотите (или не любите) записывать себя на видео. Кроме того, здесь увеличивается вероятность того, что аудитория поймет ваши основные мысли.

Минусы: у вас все еще нет нормального контакта с аудиторией. Наконец, если вы работаете в Power Point, сопоставить звук и презентацию будет достаточно сложно. Кроме того, я делала несколько таких презентаций (подложку на вокальный конкурс, а также материал с лайфхаками о том, как готовить презентации) и каждый раз тратила по несколько часов на сведение аудио и видео, чтобы слайды менялись именно тогда, когда это необходимо.

-2

3. Снять видео с вашим выступлением и отправить его коллегам

Алгоритм действий таков: вы готовите презентацию, затем устанавливаете программу, которая позволяет одновременно и отображать экран, и вас, и рассказываете презентацию под запись.

Программы, которые можно использовать - Bandicam и OBS Studio.

Затем вы сохраняете видео и рассылаете его одним из способов.

Плюсы: вы можете дать необходимые комментарии по слайдам. К тому же, люди будут видеть вас, а зрительный контакт обычно способствует лучшему восприятию информации. Кроме того, вам придется добавлять меньше информации на слайды - часть вы сможете проговорить. Наконец, вам и вашей аудитории это будет удобно: записывать и смотреть видео можно порционно: вам не придется состыковываться в ваших графиках.

Если вы при этом рассказываете материал не в первый раз, вы можете добавить ответы на часто задаваемые вопросы, что упростит ваше взаимодействие с людьми.

Минусы: при таком способе полный контакт не обеспечивается и, если вам необходима вовлеченность аудитории, вы не сможете гарантировать, что все посмотрят видео и поймут его (впрочем, это вообще тяжело обеспечить при любом способе коммуникации). Кроме того, это способ довольно нервный: могу сказать по себе: я не очень люблю сниматься, и это всегда лишний стресс. Наконец, вам потребуется определенная подготовка (в том числе техническая с т.зр. установки программ и загрузки видео), а это требует дополнительного времени.

  • 4. Провести вебинар с коллегами

В данном случае вы готовите презентацию, организуете комнату для вебинара или совместной работы (например, в Zoom, Webinar.ru или MS Teams). Если аудитория небольшая, видеоконференция в Скайпе тоже подойдет.

Зачастую использование подобных сервисов не бесплатно, поэтому узнайте, нет ли у вашей компании или образовательного учреждения корпоративной подписки.

Плюсы: Максимально возможная степень контакта с аудиторией и, как следствие, возможность все объяснить.

Если сделаете запись вебинара и разошлете всем, кто не смог прийти, можете гарантировать, что значительный процент людей познакомится с ними. При этом желательно, чтобы у вас была не только запись, но и презентация с комментариями. Также дайте возможность людям отдельно задать вопросы.

Еще один плюс - вы получаете обратную связь от аудитории в режиме реального времени. Не так много, как при личном выступлении, но это уже позволит вам не терять интереса (большая проблема всех предыдущих вариантов, что вы предоставлены сами себе).

Минусы: из-за того, что это онлайн-режим, более высокие требования и риски со стороны технической составляющей (банально, может перестать работать интернет). Кроме того, нужно довольно много времени на подготовку. А также это довольно нервно. Наконец, вам нужно состыковать время, удобное всем людям, и подготовить информацию в разных форматах, чтобы донести ее до людей.

Наконец, расскажу, какой выбор сделала я и почему.

-3

Для себя я пока выбрала третий вариант (буду тестировать его в ближайшее время), потому что не верю в эффективность онлайн-лекций (2,5 часов вебинара). Студенты будут уставать; кроме того, некоторые в период карантина перестраивают свой режим дня и им не всегда удобно сидеть перед компьютером на время пар.

О том, какие будут успехи, расскажу в скором времени.

А также в одном из следующих постов я расскажу про другие шаги подготовки презентаций в период дистанционной работы. А пока можете почитать материал о типичных ошибках при подготовке смыслового наполнения презентации (которое в удаленном режиме играет еще более важную роль, чем при личных выступлениях).

Спасибо, что дочитали этот пост. Поделитесь своим опытом, приходилось ли вам делать презентации удаленно?