Привет, друзья!
Хочу рассказать историю о том, как удалось спасти коллекцию Павловского дворца и добиться реставрации интерьеров.
Хочется говорить об этом здесь, в Парадной столовой, а позже Тронном зале. Почему именно здесь? Скоро поймете.
В июне 1941 года мужская часть музейных сотрудников была призвана на фронт. Понятно, что Павловский дворец не стал исключением.
Из всего многочисленного коллектива «на хозяйстве» остались 9 человек - молоденькие девочки, научные сотрудницы. При этом лозунг «Враг не пройдет» и запрет сеять панику не позволял готовить к эвакуации дворцовую коллекцию.
После того, как мужчин в коллективе не осталось, директором была назначена Анна Ивановна Зеленова, молодая 28-летняя сотрудница музея. И вот все вместе эти девочки целыми днями бегали по Павловску вместо того, чтобы сидеть во дворце.
Что они делали в городе? Разбирали заборы на доски и сколачивали ящики. Косили траву и сушили сено, чтобы переложить им экспонаты. Договаривались с водителями грузовиков. В общем, делали все, чтобы подготовить 22 тысячи экспонатов, огромный архив и библиотеку к эвакуации. Рискуя быть расстрелянными (если бы кто-нибудь узнал о том, что они нарушают приказ).
По решению правительства в случае какой-либо войны из Павловска должно быть эвакуировано всего 100 (!!!) предметов.
Экспонаты в кладовых были упакованы и подготовлены. Осталось только то, что на виду. При этом 99 дворцовых статуй волоком, на юбках они перетащили в подвалы дворца, а вход туда заложили фальшивой стеной и замаскировали ее под старину.
2,5 года в Павловском дворце было фашистское казино. И статуи стояли рядом - а их не нашли.
67 парковых скульптур стояло в дворцовом парке. Фашисты нашли карту с крестиками, предположили, что это план с указанием мест, где спрятаны статуи. Копали-копали, ничего не нашли и решили, что карта фальшивая. Но она была настоящая! Просто девочки закопали статуи на глубину 5 метров, а немцы докопались только до 2-метровой отметки.
Из 22 тысяч предметов удалось спасти 13 тысяч - это гораздо больше, чем 100. Анна Зеленова на последней подводе (машин уже не было), выезжающей в Ленинград, отдала свое место под дворцовый архив, а сама пошла в город пешком. И дошла.
Всю блокаду сотрудницы музея в подвалах Исаакиевского собора составляли описание дворца - готовились к реставрации после войны. Заметьте - не сомневались в этом.
Так и случилось, но не сразу. После освобождения города от немцев во дворце решено было устроить казарму - в стране разруха, денег на реставрацию нет.
И опять Зеленова не усидела на месте. Она отправилась в Москву и предложила доказать всему миру, что СССР умеет не только воевать.
И вот теперь объясню, при чем здесь Тронный зал. Смотрите, потолок в зале совершенно ровный, а расписан так, будто на втором этаже галерея.
Так умели делать итальянцы, не русские. И посчитав эту роспись самой сложной (а так оно и было), Зеленовой предложили ее восстановить. Если получится - будет реставрация дворца. Нет - казарма. Вот здесь.
Получилось. Художник-реставратор Анатолий Трескин воссоздал плафон (разумеется, не один, а вместе с другими художниками). Благодаря этому мы с вами сегодня можем любоваться Павловским дворцом (и другими тоже) а не казармами.
Гуляя по залам Павловского дворца, помните - большинство экспонатов в нем подлинные, спасенные теми самыми девочкам. Низкий им поклон!
Еще о Павловском дворце:
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»
Теперь еще во ВКонтакте - здесь мы ходим на экскурсии, присоединяйтесь!