Самые вдохновляющие потрясения, связанные с «параллельностью миров», я всегда испытываю в Японии. Тут всегда – «Вау! Мамочки мои, как же здорово!» То расцветающая вишня в последний день ноября, то чайный ритуал с взбиванием в пену перетертого в пыль чайного листа, то персонажи из анимэ. Япония будет поражать вас всегда, сколько бы раз вы сюда не въезжали. И привыкнуть к ней - невозможно.
Бесконечное удивление и восторг от того, насколько мы разные…
Иногда я думаю, что эта страна и ее традиции для русского человека непостижимы. В ней все – не так. И все – удивительно. Это другой мир, другое отношение к жизни и смерти, другое отношение к человеку.
Сегодня – два коротеньких сюжета об одной национальной японской черте. Для Японии и японцев понятие «мелочи» не существует. Важно все!
Конец ноября, год 2019. Летим в командировку в префектуру Акита из Владивостока. Первый пункт назначения - Международный аэропорт Нарита (Narita). Далее, для перелета в Акиту, нам придется переместиться в Токийский международный аэропорт Ханеда (Haneda). Все внутренние рейсы по Японии осуществляются оттуда.
Приземлились. Пасмурно. Катимся по полосе, в самый дальний угол самолетной парковки в Нарите. С чисто детским любопытством вглядываюсь в серую действительность за стеклом иллюминатора. Шок! 170 гейтов насчитала…(может, от радости, что я в Японии?)
В зоне прибытия сразу же обещание приключения - путешествия по дороге анимэ, Narita Anime Road.
От Нариты до центра Токио – 75 километров. Здесь же, на берегу Токийского залива, в самом Токио, раскинулись десятки взлетно-посадочных полос аэропорта Ханэда. Наши приключения начались.
Цель: переезд из Международного аэропорта Нарита в Токийский международный аэропорт Ханэда. Расстояние – 75 километров.
Способ: автобус Airport Limousine.
Сюжет: посадка в автобус и забота о багаже. Ступор для любого русского! Наш человек и дисциплина никогда не породнятся…
Итак, что важно?
Купить билет на автобус. Точно запомнить место назначения (в нашем случае – Терминал № 1 аэропорта Ханеда) и время вылета, ой, простите, отправления автобуса. Да, и еще номер ворот для выхода на посадку. В автобус, как и в самолет, посадка осуществляется через соответствующий, указанный в билете гейт (gate).
Найти место посадки.
Нашли. На асфальте – три горизонтальные полосы. Они важны!
Русскому человеку это понять крайне сложно – как это, стоять на месте, отмеченном какими-то линиями? А почему не там, около края тротуара, например?
Что за полосы еще, я вас умоляю! Тоже взлетно-посадочные?
Друзья, все именно так! Это же Япония! Здесь все продумано и все имеет смысл. Мелочей в сфере услуг для японцев просто не бывает. Каждая мелочь – важна и критична.
На каждой зоне посадки работает электронное табло. На нем – три сегмента, указывающих три ближайших рейса автобуса. Все самое важное: время отправления, место назначения и… номер дорожки!
Если ваш автобус отправится только через полчаса – идите, гуляйте. Если время его отправления через 20 минут, то вы увидите данные своего рейса на табло с цифрой 3.
Внимание! Важно! Русские, всем строиться!
Друзья – цифра 3 с вашим рейсом указывает… номер дорожки, на которой должны стоять вы и ваш чемодан. Дорожка с номером 2 будет доступна лишь тогда, когда информация о вашем лимузин-рейсе переместится в сегмент с цифрой 2. То есть – за 10 минут до отправления. А на первую линию вы шагнете… Именно. За 5 минут. Как только вы увидите данные своего рейса в ячейке с номером 1, к вашим ногам беззвучно подкатится он – Лимузин-Бас. Красавец!
Как только до русского мозга доходит этот алгоритм с перемещениями по трем нарисованным дорожкам, первая же мысль: «Да ну нафик! Зачем это все? Почему бы сразу не встать сюда, в первый ряд? Зачем настолько все усложнять?»
В общем, мы и дисциплина никогда не спали в обнимку в одной постели.
На самом деле этот порядок тщательно продуман и все упрощает.
На линии с номером 3 пассажиры собираются. На второй линии специально обученные любви и заботе о ваших чемоданах люди наденут на их ручки бирки с номером.
Второй корешок отдадут вам в руки. Он пригодится, когда вы будете забирать свой багаж в пункте назначения.
При переходе на первую линию вы проходите в салон автобуса, а стройный рядок чемоданов будут по порядку, очень аккуратно, размещать в багажный отсек.
В каждой зоне посадки-высадки работают три человека. Два загружают-разгружают, один – дублирует информационное табло голосом и отмечает путевой лист.
Эти три сотрудника встречают и провожают каждый автобус с пассажирами поклонами. Мелочей в этом деле нет, и протокол соблюдается во всем. Это – Япония!
Вторая мимолетная история из серии «Мелочей в Японии нет» тоже связана с сервисом авиаперелетов. Подсмотрела на посадке в самолет, когда из аэропорта Ханэда отправлялся наш рейс в Акиту.
Японский сервис: мелочи – это главное!
Если вы летаете не столь часто, чтобы милями заработать себе особый статус пассажира VIP, вы эти мелочи точно оцените. Уж больно сильно они контрастируют с тем, как организован процесс посадки в самолет на российских авиакомпаниях.
Итак, посадка на борт.
Выход на посадку в аэропорту Ханэда выглядит, как вход в другой мир.
А порядок загрузки пассажиров на борт – процесс из параллельной реальности.
Первыми на борт приглашаются….
Нет, не пассажиры бизнес-класса, не угадали. Вот вам подсказки:
В японских авиакомпания национального уровня JAL и ANA первыми на борт заходят пять категорий пассажиров: маломобильные граждане всех возрастов, пассажиры с грудными детьми, беременные женщины, дети и… люди в плохом настроении! (Сразу вспомнился анекдот «…И тут мне масть как поперлаааа!»)
Вторая льготная категория пассажиров – это как раз обладатели всяких статусных карт, участники программ лояльности. Их очередь посадки на борт самолета - № 2.
Следующими на борт приглашаются… пассажиры хвостового отсека, чей ряд от 22 и дальше. Разумно, не правда ли?
И только потом все остальные пассажиры.
Повторюсь. Это – Япония. Здесь нет ничего, что относилось бы к разряду «Мелочи». Важно все! Любая деталь, эпизод, нюанс.
Японцы точно знают – от взмахов крыльев бабочки зависит мировой порядок.
Не верите? Отправляйтесь в Японию! Вы убедитесь в этом сами.