Найти в Дзене
Девятый Балтиец

3 рассказа Н.Лескова, которые надо прочесть каждому

Николая Семёновича Лескова часто называют "самым русским писателем". As for me, из своих коллег XIX века он ещё и был самым адекватным. Нет у него толстовских философствований, достоевских страданий и мрачности, тургеневской аристократической отстранённости и чеховской тоски. Писал (даже про жуткие вещи) совершенно невозмутимым тоном и неотделимым от народной речи языком. С монументальными романами у него не задалось, зато в своих небольших рассказах и повестях у него вся Россия. И, надо сказать, вовсе не та, которую потеряли. В школьной программе его совершенно не жалуют, лишь мусолят (не помню в каком классе) "Левшу". Ну и что вынесут из этого произведения ученики? А вот есть три рассказа, которые бы надо было давать в обязательном порядке в старших классах, и не ставить оценку в четверти, пока не убедишься, что с ними действительно ознакомились. Тогда, прочитав их, может подрастающее поколение не будет наступать на грабли, что уже бьют по лбу несколько веков. Пока же некоторые виды
Оглавление

Николая Семёновича Лескова часто называют "самым русским писателем". As for me, из своих коллег XIX века он ещё и был самым адекватным. Нет у него толстовских философствований, достоевских страданий и мрачности, тургеневской аристократической отстранённости и чеховской тоски. Писал (даже про жуткие вещи) совершенно невозмутимым тоном и неотделимым от народной речи языком. С монументальными романами у него не задалось, зато в своих небольших рассказах и повестях у него вся Россия. И, надо сказать, вовсе не та, которую потеряли.

В школьной программе его совершенно не жалуют, лишь мусолят (не помню в каком классе) "Левшу". Ну и что вынесут из этого произведения ученики? А вот есть три рассказа, которые бы надо было давать в обязательном порядке в старших классах, и не ставить оценку в четверти, пока не убедишься, что с ними действительно ознакомились. Тогда, прочитав их, может подрастающее поколение не будет наступать на грабли, что уже бьют по лбу несколько веков. Пока же некоторые виды, так сказать, "национальной" дури продолжают наследоваться столетиями.

1) "Продукт природы".

Есть у нас сограждане, которые представляют себе с умилением некую "традиционную" Русь на фоне берёзок и аккуратных избушек. В которой жили добродушные мужики с окладистыми бородами, да румяные бабы в сарафанах и кокошниках. Кайфовали, работая на чистом воздухе и не болели. Всё строго и патриархально. Истово верили, а значит и относились друг к другу по-христиански и радушно. То, что большая часть народа традиционно не имела никаких прав, и с ней обращались, как со скотом, не желают видеть в упор. А ведь у абсолютного большинства в предках так или иначе были крепостные крестьяне. (Хотя множество пытается у себя откопать дворянские или казацкие корни). Про Крепостное право квасные патриоты пытаются другим и себе самим доказать, что-де не так всё тяжело было, а лишь "перегибы на местах" и всё такое...

Так вот, сюжет простой: барину в новых землях на Урале нужны люди. И он их туда переправляет водным путём, из своих владений в центральной России. Вроде бы ничего такого, но постепенно начинает казаться, что читаешь рассказ про ГУЛаг. Мужчин, женщин и детей чуть ли не живьём ест... Впрочем, не буду спойлерить, т.к. небольшой рассказ можно и нужно прочесть. Да, главный отвечающий за транспортировку - тоже человек из народа, регулярно читающий молитвы. Только вот, в отличие от рассказчика-интеллигента, к своим подопечным относится практически как к расходному материалу; как шериф, которого проблемы индейцев не... "Продукт природы", кстати - это сами крестьяне, если что. IMHO, с небольшой корректировкой на бытовые детали подобная история в писалась бы в любой из периодов существования страны. Не было раньше как-то душевнее или добрее. Лучше бы попытались найти корни такого пофигистичного и безжалостного отношения ответственных лиц на местах к простым людям, и пресекли эту традицию раз и навсегда.

2) "Загон".

Тоже мощь. Тут и крестьяне, и чиновники и интеллигенция. Истории из нескольких десятилетий века. Великолепный ушат холодной воды всем тем, кто любит говорить про "особый путь" страны.

Вот, можно сказать, продолжение предыдущей истории. Привезли крестьян-таки в уральские владения. И просвещённый барин-гуманист решил всем поселенцам построить каменные дома. ВНЕЗАПНО, у народа просыпается чувство сопротивления. ...Как у того, что решил отморозить уши назло бабушке. Оказывается, что жить в этих условиях для них невозможно, и они быстренько ставят себе на скорую руку избушки. А теперь один момент: поскольку переселенцы из Черноземья, то и избы у них южно-русского типа. И это не просторные северные избы с открыток, а примерно вот это:

-2

И ещё такие избы топились по-чёрному, что и отмечается отдельно у писателя. Местная власть и общественность, казалось бы, должны были бы поддержать инициативу помещика, и вразумить народ. Но нет, над ним начинают отчаянно стебаться, и умиляться действиями крестьян. В общем, маразм крепчал. Местные предтечи Рен-ТВ издают трактаты о пользе курных и изб и сажи в особенности. А каменные дома используются для... Самое жуткое, что это - не художественный вымысел, а пересказ Н.Лесковым, а как и остального в рассказе, реальных событий.

P.S: всё-таки в современной России уже давно в южных областях от такого великолепия отказались. Живут себе спокойно в кирпичных домах, а такие дворцы остались лишь в этнографических музеях.

На этом трэш в рассказе не заканчивается, а вполне себе процветает. Разобравшись с эпохой Николая I, он переходит к современности. Как известно, после 25-летнего периода реформ Александра II, его сын, сторонник "сильной руки", начинает "закручивать гайки", и далее по списку. В один миг ещё вчера поддерживающая перемены общественность, радостно переключается на разговоры про самобытность, особый путь, коварство Запада, традиционные ценности и духовность. (Где-то же такое наблюдал!). Только вот, поиск этой духовности на деле оборачивается клоунадой, и выводит на откровенных фигляров и шарлатанов. Короче, горячий привет из позапрошлого столетия квасным патриотам, альтернативным историкам, народным целителям и ещё раз Рен-ТВ))

3)"Пламенная патриотка"

Приехал автор в Австро-Венгерскую империю, в город Вену. Пересёкся с родовитой российской княгиней. И пошли они полюбоваться австрийским императором на народных гуляниях. Вернее на карете поехали, что важно.

Оказывается, император иногда может вести себя очень скромно. А наша аристократка, несмотря на благородное происхождение - как рандомная "руссо туристо" того самого типа, что недолюбливают за границей.