Вопрос, куда жаловаться на банк возникает в большинстве случаев, когда клиента обманули, оказали некачественные услуги или совершили иные действия, расцененные клиентом, как нарушение его прав. Нередко проблемы возникают при оформлении займов и ипотечных кредитов. Далее вы узнаете, куда жаловаться на банк в любой из перечисленных выше ситуаций.
Куда можно обратиться с жалобой?
Банковские услуги в наше время пользуются огромной популярностью. Но дать однозначный ответ на вопрос о том, куда жаловаться на банк, нельзя. Многое зависит от того, какая именно проблема вас беспокоит. Именно поэтому каждая ситуация требует индивидуального рассмотрения. Так, если в ходе сотрудничества с банком были нарушены какие-либо пункты кредитного договора, либо клиент столкнулся с некорректным отношением сотрудников банка, то признаки конкретного нарушения закона отсутствуют. Куда же обращаться с жалобой в таких ситуациях?
Оптимальным решением данной проблемы станет обращение к вышестоящему лицу либо же к руководству банка. Можно начать с написания жалобы на имя руководителя банка. В большинстве случаев финансовые учреждения реагируют на подобные заявления оперативно и принимают все необходимые меры. Претензию можно написать в ближайшем отделении банка либо направить ее почтой. Если вы подаете заявление лично в банке, то его нужно писать в 2-х экземплярах, один из которых следует оставить себе. Если претензия отправляется почтой, то нужно сделать это заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанцию следует сохранить. Ответ на претензию банк должен отправить не позднее 10 дней с даты получения жалобы.
Но как быть, если претензия не дала никакого результата? В этом случае придется обращаться в уполномоченные госорганы. В первую очередь стоит пойти с претензией в Роспотребнадзор. С учетом того, что банк оказывает услуги населению, его деятельность всегда попадает под действие закона «О защите прав потребителей». Жалоба составляется в письменном виде. Обращаться с ней нужно в отделение Роспотребнадзора в вашем регионе. Ответ на претензию придет не позднее 30 дней с того момента, как госорган получить ее.
Жалобы на деятельность банков от населения также рассматривает антимонопольная служба либо федеральная служба по надзору в сфере связи. Обращаться в Федеральную антимонопольную службу стоит в том случае, когда финансовое учреждение нарушает законодательные акты, касающиеся рекламной деятельности, либо антимонопольное законодательство. Обращаться с жалобой в ФАС следует и при навязывании банком определенных услуг. Так, основанием для обращения в Федеральную антимонопольную службу может послужить следующая ситуация. Клиент увидел рекламу кредита на выгодных условиях по телевизору, но в результате оказалось, что данная реклама не содержала все условия для получения кредитных средств. Также обратиться в ФАС можно в том случае, если банк навязывает приобретение страховки в компании, являющейся партнером банка. Еще одна причина, которая может послужить поводом для обращения с жалобой в ФАС – деятельность банка, ограничивающая конкуренцию. К примеру, финансовые учреждение заключило эксклюзивный договор с компанией, что не дает последней вести деятельность в рамках работы другой кредитной организацией.
Поводом для обращения в ведомство по надзору в сфере связи является ситуация, когда финансовая организация нарушает правила хранения и обработки персональной информации. Так в обязанности банков входит хранение личных данных клиентов, обеспечивая при этом их полную сохранность. Доступ к такой информации имеют только специально уполномоченные на это должностные лица, представляющие банк. Финансовому учреждению запрещается передавать персональную информацию о клиентах третьим лицам, за исключением случаев, когда сам гражданин дает на это согласие. Именно поэтому стоит внимательно изучить документы, которые клиент подписывает в банке. Не менее важно внимательно читать соглашение, которое касается обработки и хранения личных данных клиента.
У каждого гражданина нашей страны имеется право на обращение в прокуратуру, ведущую надзорную деятельность по контролю служб, органов, юридических лиц. Так, при нарушении действующего законодательства клиент имеет полное право пойти с жалобой в прокуратуру.
В службе по надзору в сфере связи, Федеральной антимонопольной службе и в прокуратуре жалобы на деятельность банка рассматриваются в течение 30 дней. В некоторых случаях этот срок могут продлить, но только по решению руководителя органа, куда направляется жалоба.
Обращение в Центробанк
Центробанк является еще одним органом, рассматривающим претензии от граждан по поводу деятельности коммерческих и государственных банков. Однако данное учреждение принимает жалобы только по вопросам, находящимся в его ведении. Центробанк занимается надзором в сфере соблюдения кредитными организациями действующего законодательства. Поэтому клиент банка может направить жалобу в Центробанк при наличии соответствующего правонарушения. Можно выделить следующие поводы для обращения с претензией в Центробанк:
· Были представлены услуги или при проведении операций банк нарушил правила, установленные действующим законодательством. К примеру, банк отказывает в выдаче банковской карты, нарушает условия по вкладам либо отказывается без видимых причин оказывать клиенту какие-либо услуги.
· Кредитная организация разглашает личные данные клиента, нарушает банковскую тайну, порядок обработки и хранения документов. Примером таких нарушений может служить передача копий документов клиента третьим лицам.
· Банк отказывается предоставлять клиенту информацию, которая касается вопросов его обслуживания: условия кредитование, состояние счета, начисление процентов по кредиту, кредитным программам.
Все перечисленные случаи могут быть поводом для обращения с претензией в Центробанк.
Обращение в Роспотребнадзор
В первую очередь клиент должен направить обращение, касающееся деятельности банка, в Роспотребнадзор того населенного пункта (района), где были нарушены права потребителя. Есть несколько вариантов подачи жалобы на банк в Роспотребнадзор:
· Отправить заказное письмо с обязательным уведомлением о вручении.
· Зайти на официальный сайт ведомства, заполнить специальную форму и отправить.
· Подойти на личный прием к сотруднику ведомства.
После поступления заявления специалисты Роспотребнадзора займутся проверкой доводов. Сотрудники ведомства компетентны определять, соответствуют ли договор, который был заключен между клиентом и банком, положениям закона «О защите прав потребителей». Представители ведомства оперативно реагируют на ситуации, при которых банк предоставляет клиенту услугу только при обязательном приобретении дополнительных услуг, которые оплачиваются отдельно. Роспотребнадзор отправляет ответ на жалобу в течение 30 дней с того момента, как она будет принята и зарегистрирована. Как правило, сотрудники ведомства занимаются рассмотрением жалобы не больше 3-х суток.
Если же получается так, что в Роспотребнадзор поступает жалоба, которая не находится в полномочиях сотрудников данного государственного, то в течение семи дней претензия будет перенаправлена в компетентное ведомство. Информация об этом будет доведена до автора претензии в письменном виде.
Куда можно обратиться с жалобой на Сбербанк?
Сбербанк является крупнейшей финансовой организацией в нашей стране. Поэтому нет ничего удивительного в том, что больше всего жалоб поступает от клиентов именно этого банка. Но описанный выше порядок действий не подходит, если права клиента нарушены именно Сбербанком. До того, как клиент данного финансового учреждения пойдет в надзорные ведомства, ему необходимо для начала попытаться урегулировать вопрос со Сбербанком. Сделать это возможно одним из следующих способов:
· Связаться с сотрудником финансового учреждения по номеру 900 либо через личный кабинет «Сбербанк Онлайн».
· Зайти на официальный сайт банка и начать вести переписку с консультантом в специальной форме, указав свой вопрос.
· Отправить письмо в головной офис Сбербанка.
· Лично подойти в ближайшее отделение Сбербанка.
Но как быть, если ответ банка вас не устроил? В этом случае Сбербанк предлагает обжаловать решение вопроса в службе омбудсмена, который подчиняется президенту Сбербанка. Но при этом обращение к омбудсмену не запрещает гражданам жаловаться на банк в надзорные органы.
Сегодня одним из современных и достаточно эффективных методов решения спорных вопросов с банками являются негативные отзывы, которые можно оставить о банке на различных сайтах и форумах, а также на специализированных ресурсах, где представители банков выстраивают с пользователями диалог и предлагают варианты решения проблемы.
Подписывайтесь на канал "Пушкино-LIVE", читайте новости на нашем сайте, будьте в курсе последних событий. "Палец вверх" приветствуется. Спасибо за внимание.