Найти в Дзене

Плейлист книг В. Пелевина

Пока Виктор Пелевин готовит очередную книгу к выпуску, мы обратимся к его произведениям, посмотрим, какая музыка окружает его героев.

1. Leonard Cohen «Democracy»

«Generation П» - наверное, самый известный труд Виктора Пелевина, у многих ассоциирующийся с переломным моментом в нашей истории. Здесь мы встречаем музыку с первой же страницы, где автор приводит строки из песни «Democracy» Леонарда Коэна:

I'm sentimental, if you know what I mean; 

I love the country but I can't stand the scene. 

And I'm neither left or right.

I'm just staying home tonight,

getting lost in that hopeless little screen.

2. ДДТ «Что такое осень»

Продолжая чтение этого же романа, можно заметить и другую, более знакомую песню «Что такое осень». Именно эта композиция вдохновляет главного героя на создание небольшого стихотворения:

Что такое вечность – это банька,

Вечность – это банька с пауками.

Если эту баньку

Позабудет Манька,

Что же будет с Родиной и с нами?

3. Аквариум «Поезд в огне»

Эхо русского рока часто прослеживается на страницах знаменитого автора. Так на протяжении всей повести «Жёлтая стрела» буквально слышишь «Поезд в огне».

«В одном вагоне сразу в трех местах пели под гитару – и, кажется, одну и ту же песню, гребенщиковский «Поезд в огне», но разные части: одна компания начинала, другая уже заканчивала, а третья пьяно пережевывала припев, только как-то неправильно – пели «этот поезд в огне, и нам некуда больше жить» вместо «некуда больше бежать».

4. Traveling Wilburys «Not alone anymore»

Разбавляя общую нотку меланхолии и ностальгии, вспомним более светлые композиции. В «Empire V» главному герою (Раме) девушка послала определенное музыкальное вложение.

«Я скачал песню. Это была «Not alone anymore» группы «Traveling Wilburys» – за этим названием, как выяснилось, прятались Джордж Харрисон, Джеф Линн из «Electric Light Orchestra» и другие титаны зеленого звука. Песня мне понравилась – особенно конец, где строка «You're not alone anymore» повторялась три раза с такой лирической силой, что я почти поверил: больше я не одинок».

5. Pink Floyd «One of These Days»

В книжном мире Пелевина часто можно встретить названия всемирно известных рок-групп. В романе «Омон Ра» замечаем Pink Floyd:

- Слышал? - взволнованно спросил Дима.

- Слышал, - сказал я. - Но только самый конец.

- Узнал?

- Нет, - сказал я.

- Это Пинк Флойд был. "One of These Days".

- Неужто трудящиеся попросили? - удивился я.

- Да нет, - сказал Дима. - Это заставка к программе "Жизнь науки". С пластинки "Meddle". Чистый андеграунд.

6. U2 «Every Breaking Wave»

В книге «Тайные виды на гору Фудзи» слышим популярных U2:

«Когда старички утомили, я поставил «U2» (расчетливый Боно и тут подстелили соломки), и стало вообще классно: 

 – If you go 

If you go your way and I go mine, 

Are we so

Are we so helpless against the tide? 

Мне казалось, что я понял, в чем заключатся высокое искусство сочинения прогрессивных рок-баллад: это своего рода майнинг универсальных криптосмыслов, составление загадочных текстов, которые, с одной стороны, как бы протестуют против идиотизма и несправедливости бытия, а с другой – ни на микрон не отклоняются от текущей линии партии, продиктованной этим идиотизмом.»

7. Рихард Вагнер «Кольцо Нибелунгов. Гибель Богов.»

Конечно, можно бесконечно слушать классику рок-н-ролла, что, если обратиться к классической академической музыке? Да-да, и такое характерно для нашего современника. Например, в «Священной книге оборотня» любимым произведением волка-оборотня становится «Гибель Богов» Вагнера.

«Меня уже не удивило, когда рядом с музыкальной установкой обнаружилось несколько компакт-дисков с разными исполнениями одной и той же оперы:

RICHARD WAGNER

DER RING DES NIBELUNGEN.

Gotterdammerung.»

Стоит отметить, что к «Священной книге оборотня» автор выпустил специальный диск с 11 любимыми песнями главной героини. Примечательно, что исполнители и названия песен на диске не были указаны.

8. Serge Gainsbourg «La chanson de Prevert»

Как мы видели в случае с «Generation П», писатель любит начинать свои работы с музыкальных цитат. Роман «S.N.U.F.F.» тоже предваряется строчками из композиции Сержа Генсбура «jour après jour les amours mortes n'en finissent pas de mourir».

9. Альянс «На заре»

Иногда сложно сразу понять, какая именно песня звучит, при этом она может слегка трансформироваться. Тем не менее благодаря словам и чуть уловимому ритму можно догадаться. Например, в «iPhuck 10» популярная «На Заре» превращается в некое сакральное чудо «Назорей».

«Маруха сидела на кухне. Там играла щемяще красивая музыка – одно из новых православных чудес, звуковой аналог мироточащей иконы: песня, в которой через много десятилетий вдруг проступило не замеченное прежде именование Иисуса. Ее часто заводят в московских церквях, особенно в дни поста:

Небеса…
Назорей…
Голоса зову-ут меня…»

10. Сплин «Бериллий»

Пелевин-человек весьма загадочный, даже само его существование ставят под сомнение. И всё же на просторах интернета встречается интервью с писателем. Однажды он поделился своими источниками вдохновения для "Комсомольской правды": 

«Мне нравится, когда за окном трещит много-много цикад. Так бывает в горах в Азии. А музыку во время работы лучше выключить, а то можно попасть молотком по пальцу. Из нашего за последнее время зацепила песня Сплина «Бериллий». Он умеет сочинять новые песни о главном. Через этого человека с нами говорят древние демоны Петербурга - как раньше через Белого и Блока.»