У восточной стороны села (аула) Зильги, Владикавказского округа, Терской области, населенного осетинами; на возвышенной поверхности земли стоит значительной вышины насыпной древний курган.
Много, много лет стоит этот курган. "Еще и прадедов наших не было здесь, а курган этот стоял здесь", говорят старики осетины о существовании этого кургана.
Так старики передают историю его.
Когда здесь жили еще татары, остатки Чингисхана, здесь был татарский аул. В ауле был князь, имевший красавицу дочь и трех сыновей - молодцев.
Живший на берегах реки Кумы ногайский князь, имя которого не сохранилось, как не сохранилось и имя здешнего князя, слышал о красавице дочери последнего, и задумал жениться на красавице княжне.
По его расчетам и по принятому обычаю лучше было взять княжну в жены путем ее похищения и, вот, обдумав план похищения для себя невесты, ногайский князь, собрав дружину лихих джигитов, двинулся с нею к владениям здешнего князя. Путь прошел удачно, наконец, достигли и аула князя. Тут выбрав момент, когда сыновья здешнего князя были в отлучке, ногайский князь соколом налетел на усадьбу князя, со своими друзьями он проник в покои княжны, а через несколько минут он с дорогой ношей и свитой уже мчался на своем скакуне обратно.
Лишь только успел ускакать со двора "ногаец" князь, - явились домой сыновья здешнего князя и, узнав о похищении их сестры, помчались в погоню за похитителями, которых вскоре же и нагнали. Первым подскакал к ногайскому князю старший брат княжны Эльберди, но в то время как он хотел кинуться на князя с обнаженным оружием, он пал мертвым, сраженный ногайским князем. Беглецы помчались дальше, а за ними по пятам гнались остальные два брата княжны; но и их постигла таже участь, что и первого в расстоянии двух-трех верст от Эльберди.
Так погибли все три брата княжны. А княжна все-таки была увезена.
Состоялась свадьба и молодые зажили. Однако, молодая княгиня часто упрекала мужа в смерти любимых ее братьев, в особенности старшего - Эльберди.
Не хорошо чувствовал себя и ногайский князь при упреках жены и вот, чтобы искупить себя пред женой; чтобы сделать ей что нибудь приятное, князь решил ехать сюда и насыпать большие курганы на местах смерти братьев его жены чтобы курганы эти были вечными памятниками доблестной смерти защитников сестры. Задуманное было сделано; курганам дали имена убитых братьев. Каждый правоверный мусульманин, проезжая мимо них, считает своей священною обязанностью помолиться у них за упокой погибших братьев.
И стоят с того времени и до ныне эти курганы, и передается их повесть из рода в род, от одной национальности к другой.
Но имена младших братьев исчезли из памяти народа, осталось лишь одно имя Эльберди, курган которого больше и выше двух других.
Пишущий эти строки лично осматривал сказанные курганы. Кажется, что легенда о них есть просто плод пылкой фантазии туземцев Кавказа, а в действительности это древние курганы первобытных жителей, каких много, рассеяно в долинах предгорий Кавказа и по России.