До двух моих лет мы жили в деревне. Хорошо помню момент. Мне два года. Мама сажает фасоль. Подхожу, беру горсть фасолинок и иду сажать под яблоню. А мама почему-то не разрешает этого делать. Ведь мне очень хочется тоже участвовать. Тоже хочется сажать фасоль и быть полезной. Хочется, чтоб похвалили: «Вот какая молодец, помогаешь». А у меня забирают фасоль, чем сильно расстраивают и вводят в недоумение: «Почему нельзя-то!»
Мне четыре. Гуляем на улице. Кругом бордюры, лесенки, пеньки и всякие другие штуки, на которые хочется залезть. Лезу. А мама не разрешает. Ну почему? Ведь это так весело, интересно и высоко. Ну почему нельзя? Ну ведь очень хочется.
Да, в четыре я, возможно, не оцениваю опасности этих игр. Ну ведь можно подстраховать.
Понимаю, что мама это делала потому, что любить нас и заботится. Но так хотелось. Много таких фрагментов всплывает в памяти, когда хочу одернуть детей. Сразу же вспоминаю себя.
Вот они достали пакет с салфетками и увлеченно рвут на мелкие кусочки. Это в моих глазах гора белой бумаги, которую потом надо будет собирать.
— Мама, не трогай, это снег, — заявляет Арианна.
Вот! Понятно! Это не кухня и не салфетки. Это снежная вершина, а они с Евой лыжники или сноубордисты. А я тут со своей уборкой пристаю.
Кстати, когда дети решают выпотрошить шкаф или размотать рулон тряпок для стола, я тоже не всегда препятствую. И вылить немного воды на пол, а потом рисовать пальцем по этой воде тоже разрешаю. Смешать все краски в одну — пожалуйста! Нарисовать узоры ручкой на ноге — легко! Забираться на спинку дивана и прыгать вниз — можно. Я буду сидеть рядом, смотреть, но прыгать можно.
Перетащить все одеяла на диван и играть в мышей в норе — да пожалуйста. И ползать по асфальту в одежде можно, и валяться в парке на траве тоже можно.
В воспитании руководствуюсь воспоминаниями о своих эмоциях в детстве. И перед тем, как сделать что-то, что касается детей, в 85% случаев вспоминаю, что чувствовала, когда сама слышала это от мамы.
Понятное дело, что есть вещи, которые я не разрешаю. Но подробно объясняю почему. Даже когда дети были совсем маленькие, все равно подробно рассказывала, почему нельзя. Может они и не понимали (хотя, кажется, понимали), но разговор их отвлекал и кричать они переставали.
Если статья была интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтоб видеть мои публикации.
И расскажите, что вы разрешаете своим детям?
Тут можно почитать, как я воспитываю детей, не имея на это времени.
А тут о том, как все успевать с детьми.
Здесь мои любимые книги по детской психологии.