Найти тему
Музей Моды

Маленький лебедь - Анна Павлова

Добро пожаловать на канал "Музея Моды"!

Одна из величайший балерин XX века, прожившая, к сожалению, недолгую, но яркую жизнь, Анна Матвеевна Павлова родилась в 1881 году в Санкт-Петербурге. Окончив Мариинское Театральное училище, будущая великая балерина была принята в труппу Мариинского театра под руководством Мариуса Петипа - одного из создателей классического императорского балета.

Практически сразу молодой балерине начинают давать сольные (афишные) роли. По слухам этому способствовали дружеские отношения с могущественной Матильдой Кшесинской, о которой мы писали недавно.

К слову, Мариус Петипа всегда называл Павлову Второй. Это было связано с тем, что когда молодая балерина попала в труппу Мариинского театра, там уже танцевала её однофамилица.

Уже в 1906 году Анна Павлова стала прима-балериной Мариинского театра. По воспоминаниям современников, её танец нельзя было назвать очень техничным, но все сходились на мнении, что Павлова обладает сильнейшей актёрской харизмой.

Анна Павлова, картина Шмарова П..В. 1907-1910 гг. Выставка "Русский балет - мода навсегда в "Музее Моды" .  Источник фото:  Музей Моды.
Анна Павлова, картина Шмарова П..В. 1907-1910 гг. Выставка "Русский балет - мода навсегда в "Музее Моды" . Источник фото: Музей Моды.

Уже в 1907 году её партнёр и товарищ по труппе Мариинского театра Михаил Фокин ставит для Павловой знаменитую миниатюру "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных".

Анна Павлова в костюме Лебедя. Источник фото:  Интернет.
Анна Павлова в костюме Лебедя. Источник фото: Интернет.

В этой миниатюре Павлова и Фокин меняют первоначальную задумку и танец лебедя (к слову, любимая птица Павловой) превращают в смертельный танец. То, как балерина передаёт в танце движение птицы, её кружение, символизм борьбы жизни и смерти, навсегда войдёт в историю балета. А "Умирающий лебедь" - теперь самый узнаваемый танец великой русской балерины.

Уже через несколько лет, продолжая служить в Мариинском театре, Павлова принимает предложение знаменитого Сергея Дягилева и начинает гастроли в рамках "Русски[ сезонов". Большую часть костюмов для балерины в этот период создаёт гениальный Лев (Леон) Бакст.

Успех первых гастролей Дягилевской труппы в Париже был грандиозным! С этого времени появляется новое понятие в балете - "русский балет" - отдельный великий вид искусства, а афиша Валентина Серова к "Сильфиде" становится одним из самых известных символов "Русских сезонов".

Знаменитая "голубая афиша" Валентина Серова. 1909 г. Источник фото:  Интернет.
Знаменитая "голубая афиша" Валентина Серова. 1909 г. Источник фото: Интернет.

Через несколько лет время Павлова понимает, что не хочет зависеть от Дягилева и оставляет "Русские сезоны". Павлова понимает, что теперь она может гастролировать одна. Впервые, в истории русского балета, сама балерина, собирает труппу, создает собственные постановки и выступает по всему миру. Уже через несколько лет Павлова - самая гастролирующая в мире балерина.

При этом в прессе активно обсуждают стиль и новых друзей великой балерины.

В Лондоне Павлова покупает и со вкусом обставляет особняк Айви Хаус (Ivi House), про который сплетники говорят, что это один из самых роскошных особняков британской столицы. В этот особняк балерина перевезёт большое количество мебели из Санкт-Петербурга.

Великая балерина скончалась во время гастролей от сильной простуды, продолжая выступать, не смотря на советы врачей. С ее смертью связано несколько легенд. По одной из них, предчувствуя приближение кончины, балерина сказала: «Приготовьте мой костюм лебедя!». Для "Умирающего лебедя"эскиз костюма создает Леон Бакст. Этот костюм сохранился до наших дней.

Костюм "Умирающий лебедь". Источник фото: Интернет
Костюм "Умирающий лебедь". Источник фото: Интернет

Другая легенда гласит, что любимые лебеди, жившие в саду у особняка Павловой, улетели, кроме единственного, самого любимого ею Джека. Он остался в парке из-за подрезанных крыльев…

В Лондоне на куполе Палас-театра (Victoria Palace Theatre) до сих пор стоит фигурка балерины, а в самом театре всегда проданы билеты на два места: для Анны Павловой и актёра, певца и композитора Айвора Новелло. Считается, что их призраки занимают места во время спектаклей.

Летящая балерина на куполе Victoria Palace Theatre. Образ Павловой - уже около века является символом театра. Источник фото:  https://angliya.com/2014/07/19/anna-pavlova-london-life/
Летящая балерина на куполе Victoria Palace Theatre. Образ Павловой - уже около века является символом театра. Источник фото: https://angliya.com/2014/07/19/anna-pavlova-london-life/

Оставайтесь с нами и не забывайте подписываться на наш канал!

Научный сотрудник МВЦ "Музей Моды",
Михаил Комарков