До чего же это приятное зрелище – наблюдать первые весенние хлопоты своих пчел. Обласканные весенним теплом, они без устали тянут в улей первую пыльцу, вычищают ульи, активно выращивают расплод и занимаются еще тысячей только им известных дел.
Да, мы с пчелами дождались первых по-настоящему теплых дней. Уверенные +18 в прошлые выходные дали мне возможность проревизировать состояние моих семей.
Главный вывод – из зимовки вышли все пять моих семей. Но пока это величина не постоянная. Позже объясню почему. Второй вывод – ожидаемо, сила у семей разная. И семей слабых в моей пятерке, увы, больше чем сильных.
Собственно, с таким раскладом я и входил в зиму. Но последние температурные качели очень сильно уменьшили мое пчелиное войско. Ночные заморозки – особенно в первые ночи после тепла – убивают до четверти пчел в улье. А одну семью и вовсе ослабили больше чем наполовину.
Когда я заглянул в этот проблемный улей – хотелось завыть от злости. Это была одна из самых сильных семей. Две недели назад они были бодры и энергичны! Теперь все дно было устлано мертвым расплодом. А две горсти пчел, которым уже не нашлось места на полу, остались прямо между рамок. Этот холмик обильно покрылся плесенью, которая вольготно расползлась по рамкам. В добавок заплесневевший подмор очень сильно вонял. Сразу думал, что в улей забралась и сдохла мышь.
По ощущениям – в этом улье погибло около килограмма пчелы. Хорошо еще, что выжила матка и сама семья была крепкой. Жаль, конечно, что теперь она из разряда сильных перешла в разряд сильно ослабленных. А тут еще на неделе новый природный сюрприз – после +18 снова снег и морозы до – 6. Ну жесть же!
Зная об этом жесткаче я еще сильнее сократил гнезда во всех ульях. И по возможности почистил донья (они у меня не съемные) от подмора и закристаллизовавшегося сахара. Во все улья за заставную доску поставил рамку с распечатанным медом.
Сейчас думаю переждать очередное похолодание и снова проверить своих пчел. Очень надеюсь, что закончим мы неделю без потерь.