Ещё в конце 2019 года франкоканадский (то есть, происходящий из провинции Квебек) режиссёр Дени Вильнёв был заслуженно признан Ассоциацией голливудских критиков лучшим режиссёром десятилетия. В этой статье я попробую на примере четырёх фильмов разобраться в том, почему такую премию выигрывает автор, которого знают далеко не все и почему он заслуживает куда большего.
При чём тут Гамлет? Использование ожиданий
В одной из своих лекций, которые можно найти на YouTube, легендарный писатель Курт Воннегут с помощью графика XY (удача и время) и хорошего чувства юмора описывает публике базовые схемы повествования в литературе и кино, те, которые можно найти почти в любом произведении. Одной из самых примечательных описанных им схем был "Гамлет": автор и сюжет не говорят нам, хорошо или плохо то, что происходит. Это просто происходит.
Нам так редко говорят правду. И в "Гамлете" Шекспир говорит нам: мы недостаточно знаем о жизни, чтобы знать, что такое "хорошие новости" и что такое "плохие".
Эта неопределённость постоянно фигурирует в фильмах Вильнёва. В "Убийце", повествующем о нарковойне между США и мексиканскими картелями, главной героине придётся принять непростое решение, но мы как зрители, вероятно, так никогда не узнаем, правильное это решение, или нет, просто потому что сами не до конца знаем, что такое "правильное решение". Как и многие хорошие сюжеты, фильм оставляет зрителю много моральных вопросов, на которые им самим придётся отвечать.
В плане сюжета отличается также "Прибытие", рассказывающее – неожиданно – прибытии инопланетян на землю и их попытках установить контанкт. Самое интересное в фильме – его сюжетная линия, точнее, её направление. Но это уже самый большой спойлер к фильму.
Избранный
В литературе и кино есть такой довольно презираемый сюжетный ход как избранный герой. Высшие силы наделили его способностями и предсказали его победу над злом, чем бы это "зло" ни было. Само собой, многие недолюбливают этот приём из-за его дешевизны и банально из-за того, что его используют ленивые авторы и сценаристы. "Гарри Поттер". "Матрица". "Бегущий в лабиринте". Последний фильм был настолько скучным, что я промотал его за пять минут и, кажется, ничего не потерял.
Шедевральный "Бегущий по лезвию 2049" переворачивает этот приём с ног на голову и успешно обманывает ожидания зрителя, таким образом демонстрируя всем, как нужно снимать настоящее кино.
Атмосферность
Тот же "Бегущий по лезвию 2049", являющийся сиквелом легендарного фильма 1981 года, не только унаследовал от оригинала длинные панорамные шоты с антиутопическими пейзажами и городами будущего, но и выкрутил их на максимум, словив оригинальную атмосферу фильма и усовершенствовав её с помощью современныхэ визуальных ффектов и индивидуального видения Дени Вильнёва. Это, и не только это привело к тому, что как по качеству, так и по сюжету, этот сиквел, вероятно, переплюнул оригинал.
Не менее прекрасны "Пленницы" – фильм о похищении и полицейском расследовании в новой интерпретации. Его депрессивные минималистичные образы могут быть отсылкой к классическому нуару, но только если бы действие этих фильмов происходило не в крупных мегаполисах, а в небольшом тихом американском городке.