Еще в конце 2019 году в период с октября по декабрь в Милане и Лоди, двух наиболее пострадавших от коронавируса городах Ломбардии, врачами было зафиксировано значительное увеличение числа больных с
гриппоподобными симптомами и необычно протекающей пневмонией. Теперь, оглядываясь назад, эти случаи многих заставляют задуматься.
Всемирная организация здравоохранения заявила, что новый коронавирус и COVID-19, вызываемое им респираторное заболевание, были неизвестны до того, как в декабре в Ухане, в центральном Китае, впервые было сообщено о вспышке. Поэтому тогда, когда в Италии появились случаи двусторонней пневмонии, сопровождающиеся высокой температурой, кашлем, усталостью и затрудненным дыханием, ни один из них не был зарегистрирован как COVID-19. Потому что еще не было никаких доказательств существования COVID-19.
21 февраля был зафиксирован первый случай заражения, хотя некоторые ученые считают, что вирус начал циркулировать в стране, по крайней мере, месяцем ранее. «Вирус уже был здесь во второй половине января», - сказал Массимо Галли, руководитель отдела инфекционных заболеваний в миланской больнице Сакко и профессор кафедры биомедицинских и клинических наук в Миланском университете. Как же получилось, что вирус так быстро распространился по Италии, а затем и Испании, неся за собой многочисленные жертвы?
19 февраля 2020 года состоялась самая большая футбольная игра в истории "Аталанты" (профессионального футбольного клуба из Бергамо), и треть населения Бергамо (около 40 000 человек) решила поддержать игроков своей команды на знаменитом миланском стадионе Сан-Сиро. Официальная посещаемость игры 19 февраля составила 45 792 - «домашний» рекорд для "Аталанты", небольшого клуба, дебютировавшего в топ-клубе Европы.
Игра проходила в Милане, потому что стадион "Аталанты" в Бергамо не отвечал требованиям, установленным европейским футбольным руководством УЕФА. Около 2500 фанатов испанского клуба «Валенсия» также решили поехать на матч Лиги чемпионов. Перед матчем фанаты Валенсии свободно бродили по Милану, собирались на некоторых городских площадях, в том числе на Пьяцца дель Дуомо, пили и пели песни команды. Также как и фанаты "Аталанты".
Более месяца спустя эксперты укажут на игру 19 февраля как на одну из главных причин того, почему Бергамо стал одним из эпицентров пандемии коронавируса – это была своеобразная «биологическая бомба». Менее чем через неделю после игры первые случаи были зарегистрированы в провинции Бергамо. Матч, который местные СМИ окрестили «Game Zero», состоялся за два дня до того, как в Италии был подтвержден первый случай передачи COVID-19.
Весьма вероятно, что вирус уже распространялся в Европе в январе. Можно предполагать, что 40 000 бергамаски на трибунах Сан-Сиро обменялись вирусом между собой. «Алатанта забил четыре гола(итоговый результат - 4: 1), и я уверен, что 40 000 человек обнимали и целовали друг друга, стоя на расстоянии одного сантиметра, как минимум четыре раза, что определённо сказалось на быстром распространении вируса», - сказал Лука Лорини в интервью Associated, руководитель отделения интенсивной терапии в больнице Папы Иоанна XXIII в Бергамо. Много бергамаски в ту ночь также собрались в домах, барах, чтобы посмотреть матч и поболеть за "своих".
Уже менее чем через неделю, «Аталанта» объявляет о первом положительном случае (вратарь Марко Спортиелло). «Валенсия» также заявляет, что более трети ее команды заразились, «несмотря на строгие меры, принятые клубом» после матча в Милане. Защитник "Валенсии" Эзекьель Гарай был первым игроком испанской лиги с положительным результатом на COVID-19. Кстати примерно через 2 недели после игры в Милане команда сыграла с футбольным клубом "Алавес", а позже "Алавес" сообщил, что 15 человек в клубе были заражены.
Примерно в то же время в Валенсии журналист, приехавший на матч, стал вторым человеком, инфицированным в регионе, и вскоре люди, которые с ним общались, также заразились вирусом, как и фанаты Валенсии, которые были на игре.
Оглядываясь назад, все понимают, что в регионе были созданы благоприятные условия для заражения: тысячи людей перемещались машинами, поездами, почти 30 автобусов поклонников приехали из Бергамо и Испании в Милан, а затем обратно.
Вечером перед матчем чиновники обоих клубов собрались на торжественный ужин, организованный "Аталантой", общались, обменивались рукопожатиями и подарками.
Своевременное широкое тестирование, вероятно, помогло бы выявить больше случаев заражения и избежать такого огромного количества жертв. Однако оно не проводилось ни в самом начале эпидемии, не проводится и сейчас. Например несмотря на наличие положительных случаев COVID-19 среди игроков команд, некоторые футбольные клубы не проверяют игроков, если у них нет соответствующих симптомов. Эксперты предполагают, что на 1 доказанный случай заражения коронавирусом среди населения приходится 10 фактических, то есть невыявленных.
*В Италии по-прежнему зафиксировано максимальное количество случаев заболевания среди европейских стран - около 86 000 человек и более 9000 случаев смерти - больше всего в мире и более чем в два раза больше, чем в Китае.
*Испания является следующей по числу жертв коронавируса в Европе - почти 48 000. Это больше, чем в Китае.
На прошлой неделе кладбище Бергамо было настолько перегружено, что тела пришлось перевозить военными грузовиками в соседний регион для кремации.
По материалам публикаций dailymail.co.uk и time.com