Как поступить если Вы поменяли автомобиль в период действия полиса ОСАГО? Прекратит ли действовать автострахование автоматически, можно ли получить компенсацию уплаченной страховой премии и как обратиться в страховую компанию по этому вопросу, рассмотрим далее.
Полис ОСАГО по сути представляет собой договор между страховой компанией и автовладельцем, согласно которому первый берет на себя обязательства компенсировать затраты, связанные с нарушением ПДД страхователем.
Как и любой договор, ОСАГО в определенный момент времени прекращает свое действие. Безусловной датой окончания страховки является та, которая указана в самом бланке. Полис просто перестает действовать и никаких дополнительных мер в связи с этим обстоятельством применять не нужно.
Но бывают случаи, когда этот момент наступает раньше.
Основным нормативным актом, описывающим такие ситуации и порядок действия автомобилистов, является глава 1 Приложения 1 Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Законодатель в качестве безусловных событий, при которых полис обязательного страхования прекращает свое действие относит:
- смерть гражданина - страхователя или собственника;
- ликвидация юридического лица - страхователя;
- ликвидация страховщика;
- гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования;
Досрочное прекращение может произойти как по инициативе страховой компании, так и по инициативе страхователя.
В первом случае страховая компания может расторгнуть страховку, если при оформлении были предоставлены ложные сведения.
Страхователь может портребовать расторжения, в следующий случаях:
- отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- замена собственника транспортного средства;
Когда можно вернуть страховую премию?
Указанным выше нормативным актом установлены три ситуации, когда гражданин может потребовать возврата уплаченной им суммы за страховой полис:
- автомобиль продан
- транспортное средство не подлежит восстановлению
- смерть страхователя
Обратите внимание, что продажа должна быть по договору, а не передача управления транспортным средством по генеральной доверенности.
Страховая премия полностью не возвращается, а лишь часть, пропорционально неиспользованному времени действия полиса. Исчисление этого срока начинается со дня, следующим за датой расторжения договора.
Как происходит подача заявления на расторжение договора страхования:
- Даже если был оформлен Е-ОСАГО, необходимо обратиться непосредственно в офис страховой компании. Лучше заранее уточнить у страховщика, где именно возможно получить данную услугу.
- Если оформлен бумажный ОСАГО, необходимо предоставить этот бланк и квитанцию об оплате в офис.
- Также необходимо взять документы, которые подтверждают причину такого обращения, например, договор купли продажи, акт утилизации автомобиля. Если обращается наследник : документы, подтверждающие смерть страхователя и вступления заявителя в права наследника.
Также рекомендуем заранее распечатать реквизиты счета, на который Вы планируете получить страховую премию.
- Представители страховщика подскажут форму самого заявления, возможно, в наличии уже есть готовые бланки, где просто необходимо заполнить соответствующие графы.
- Срок возврата страховой премии регламентирован законом и составляет 14 дней.
В любом случае предварительно стоит созвониться со страховой компанией и задать вопросы:
- в какой офис следует обратиться
- какие при себе нужно иметь документы
- в каком порядке производится возврат страховой премии: на расчетный счет или через кассу
Как видите, вопрос возврата страховой премии не является затруднительным и обращение в страховую компанию может сэкономить Вам средства для нового полиса ОСАГО.
А Вы занимались возвратом премии при продаже автомобиля или просто приобретали новый полис ОСАГО?