«Я буду Будда» Германа Канабеева - очень откровенная проза, как если бы взяли человека, разрезали скальпелем и показали «кишки» души. Не дух, лишь внутренности. Давно в литературе не было настолько контрастной на эмоции книги, с настолько противоречивым текстом, когда читателя кидает из крайности в крайность: выкинуть книгу, жадно читать до конца, постить цитаты в соцсетях, спорить с автором.
Если честно, зная Канабеева, его очень разноплановые произведения, мне сложно не внести необходимые замечания тем, кто только познакомится с его творчеством. Предупреждаю, этот писатель целенаправленно воздействует образами на сознание и на чувства в обход разума, – вы будете испытывать те эмоции и ощущения, которые он вам преподнесет. И поэтому в «Я буду Будда» важно обратить внимание на то, как построена книга.
Для начала коротко о сюжете: главный персонаж – молодой мужчина после армии, который слоняется по Москве, бесцельно по своей жизни, мечтая когда-нибудь стать писателем и рассказать о настоящей любви, ведь все великие книги всегда о любви. Но жизнь не преподносит герою истории, достойной вечности, и нам, читателям, нечем восхититься, только тосковать и разочаровываться.
В повести два слоя – бытоописательство героя – жизнь, места работ, события и женщины – здесь всё направлено на эмоциональный фон. Мат, секс, алкоголь – то, что бросается в глаза, режет интеллектуально настроенных читателей, вызывает возбуждение, отвращение, тоску, зависть, негодование. Будьте осторожны, потому что это эмоциональная ширма для главного – второго слоя – сознания, которое всегда вне происходящего, над ним. Знаете, как бывает, когда мужчина не хочет показаться сентиментальным и прячет под грубостью простое и почти детское – найти родное, остановится в своей беспорядочной жизни в уютном. Так и здесь Канабеев сделал очень хитро – книга о поиске любви, его герой спрашивает у всех, что такое любовь. Но любовь в повести прячется в безликих женщинах, различающихся разве что позами, в которых главный герой их имеет, а он продолжает спрашивать.
И тут отмечаю интересную линию, скрепляющую сюжет: история отношений героя построена на физиологии секса, и читатели могут решить - ага, вот о чем книга, - только автор в самом конце дает шифр «Любовь теперь простая. Она лежит на рабочем столе патологоанатома, обнаженная, мёртвая. Со вспоротым брюхом… всё про кишки и ничего про звёзды. И ничего про любовь». Так о чем буквы Канабеева – о «кишках» или о любви? Повесть о настоящей нелюбви – так назвал автор эту книгу.
Стоит выделить отдельно несколько моментов в «Я буду Будда»:
СМЕШНОЕ
Сделать обыденность не обыденной, а смешной – бесценно. После книги Канабеева уже не отделаешься от прочитанных моментов – будешь видеть их в жизни и каждый раз улыбаться. По себе знаю.
«Грудь зачастую имеет большее значение для карьерного роста, чем ноги. Потому что большую часть времени женщины торчат из-за столов наполовину».
«А в Москве этим мартом прекрасная весенняя погода. Ветер бросает в рожу снег вперемешку с тленом. Худые люди летают вдоль улиц жопами вперёд. На крышах громыхает шифер. И небо. А небо, хуй пойми, какого цвета»
«Уверен, когда на свет рождается женщина, где-то в мире синхронно рождается мудак. Потому что в жизни каждой женщины должен быть мудак. Если мудака в её жизни не было, значит и женщина она неполноценная и даже поговорить в кругу подруг ей будет не о чем».
СОЦИАЛЬНОЕ
Текст прошит красной нитью терактов, соответствующих реальным во времени. Будто писатель вшил умирающее время 2000-х массой мелочей, характеров, привычек, общим безразличием. Да, даже смерть проходит для людей незамеченной – еще одна новость по ТВ. Но герой видит, пусть и выглядит его кивок в сторону смерти, как очередная стопка «помянем».
«Я взял бутылку виски, где ещё оставалось на глоток. Оксана спала, раскинув ноги. «Помянем», – сказал я её вагине, похожей на хирургический надрез, вывернутый наизнанку, и допил виски. Оксана повернулась на бок. Заканчивался август».
ЯЗЫКОВОЕ
Автор мастерски владеет языком. Грубоватая поэтичность без прилагательных сменяет мат, философия перетекает в романтизм, а потом остановишься на какой-нибудь смешной фразе и будешь повторять её про себя, пока не просмеёшься.
«Иногда кажется будто мир существует только для красоты. Для самой идеи красоты. Всего лишь стоит держать глаза открытыми, чтобы не пропустить тот момент, когда он обнажает красоту.
Никогда нельзя сказать точно, где и когда тебя поджидает красота. Можно убить целый день, бродить в поисках красоты в картинной галерее или на выставке современного искусства, но так и не встретить ее. Сдаться под вечер, перестать искать и в этот момент красота обрушится на тебя причудливо отраженным светом уличных фонарей от луж под ногами. Не успеешь поднять глаза, как она тут же вцепится в твой взгляд случайной игрой цвета в витрине магазина.
С красотой нужно быть осторожным. Ее может стать слишком много. Справишься с ней или станешь очарованным - неизвестно.
Стать очарованным – заболеть красотой. Есть опасность начать искать ее повсюду вместо того, чтобы наслаждаться случайными проявлениями»
Повесть небольшая, но сколько тонкого мастерства вложено в ее исполнение. Структура повести похожа на жизненную синусоиду: медленное взбирание вверх - безмыслие и события, пик – главы осмысления, затем главы намеренно становятся короче, и вместе с героем летишь вниз, чтобы врезаться в слово «конец». Четкая литературная формула, припрятанная под ворохом слов.
Здесь нет сюжета ради сюжета, все повествование и есть идея. О жизни, лишённой высшей цели и настоящей любви, которую проживают многие и многие, прикрываясь семьями, чьими-то лицами, работой, даже творчеством. Эта книга о поиске. Мужская правда, от которой многие открестятся.
Мало кто найдёт себя в этой истории, она не для всех – артхаусный кусок литературы, в который заглядывают с опаской и напряженным интересом – ну, как там, у этих, которые не как все. Да так же, только неприбранно по полочкам – дом, семья, работа, - неудобно, потому что честно.
«…думал о себе и задавался вопросом, почему всегда представлял свою жизнь как один большой роман, написанный неизвестным автором в не очень понятном жанре. Невнятное начало, скучная середина, рваный сюжет, не прописаны образы, не выстроены характеры и зачем-то затянута концовка. Нужно было представлять жизнь как серию коротких рассказов. Тогда все становится ярче, динамичнее, драматичнее, резче, жестче – одна сплошная метафора, в которой вечно неясен контекст»
Герман Канабеев – особенное явление в литературном мире. Все его образы напичканы философией под завязку, будто Канабеев - один из вымерших философов в современной шкуре скандального писателя.
Анна Гутиева