Найти тему
Ника и музеи

Как художник продал чучело акулы за 12 млн.долларов

Дэмьен Хёрст - британский художник, самый дорогой и самый богатый художник из ныне живущих. Самая дорогая его работа была продана за 100 млн.долларов, но обо всем по порядку. А в конце статьи я расскажу забавную историю, когда инсталляцию Херста приняли за мусор и выкинули на свалку.

Дэмьен Хёрст самый известный представитель Young British Artists или, проще говоря, современного британского искусства.

Центральное место в творчестве художника занимает вопрос быстротечности жизни и страха ее окончания.

Надо сказать, что Дэмьен прекрасный бизнесмен, который понимает структуру и механизмы работы арт-рынка. Во многом благодаря своему первому покровителю, Чарлзу Саатчи, коллекционеру и рекламному магнату.

Экспертное сообщество до конца не признало значимость работ Хёрста, считая что он уж слишком явно и в лоб продвигает идею своего творчества. Такая прямота и максимально шокирующее исполнение вызывает определенную реакцию общества, всегда одну и ту же, на которой он собственно и прославился.

Не буду вас томить и расскажу о самих произведениях художника.

"Физическая невозможность смерти в сознании живущего" самое известное и знаковое произведение автора.

Арт-объект представляет собой аквариум, наполненный формальдегидом и помещенной в него тигровой акулой.

Акула для этого произведения была поймана у берегов Австралии по четкому предписанию. Дэмьен хотел получить нечто достаточно большое, такое, что могло бы съесть вас. Этим "нечто" оказалась 5-метровая тигровая акула за которую художник заплатил 6000 фунтов.

В 1991 году Чарльз Саатчи, уже известный нам, купил ее всего за 50 тыс. долларов, а вот в 2005 эта же акула была продана за 12 млн. американскому миллиардеру Стиву Коэну.

Но на этом история с акулой не закончилась. Из-за того, что тело акулы начало портиться даже находясь в растворе формальдегида ей требовалась замена. Художнику предложили заменить ее на чучело, но тот наотрез отказался, объяснив это нарушением концепции. К тому же предложенное чучело было совершенно нестрашным.

Художник решил заказать новую партию акул для замены, аж 5 штук. Одну, самую большую, он использовал для оригинальной работы, а из остальных наделал копий и продал по 4 млн.за каждую.

Почему же он использовал акулу, а не какую-то другую рыбу?

Ну тут как раз вопрос прямой максимизации- какая рыба самая страшная? Незнакомая?Опасная? В умах современного человека - это акула, ну и может пираньи, но они маленькие и опасны только стаей, так что эффект был бы не тот.

Что испытывает человек от взгляда на это произведение? Эта рыба могла бы съесть вас, но уже не может. Хотя все равно холодок по телу пробегает.

Надо сказать, что акула не единственное животное залитое формальдегидом по замыслу художника. Это целая серия, вдохновленная успехом акулы.

Вот например работа "Разделенные мать и дитя" и смысл тут не только в том, что они в разных аквариумах, а еще в том что в нем находится только половина животного, ну я думаю вы представляете что там за картина с другой стороны.

-3

Неприятно, мне совсем не близко, но эта тема хайпует, ее покупают. Если отойти от исполнения, то смыслы найти можно, но что-то не хочется.

Покажу еще одну, более приятную глазу работу. Самая дорогая из работ Хёрста, ее стоимость 100 миллионов долларов.

Скульптура называется "На милость господа". В этой работе художник высмеивает современное искусство, свое, в том числе, в разрезе того, что художники продают за большие деньги смыслы. Что фактическая стоимость произведения критически мала по сравнению с стоимостью смысловой.

Тут же все наоборот. Скульптура выполнена из платины с инкрустированными 8 601 бриллиантами. Во лбу "горит" розовый алмаз. Зубы, кстати, настоящие.

Скульптура была куплена 2007 году группой инвесторов, в которую входит сам Херст, украинский меценат Виктор Пинчук и еще несколько человек.

Ну а теперь обещанная история про выброшенное произведение искусства Хёрста.

Тема высмеивания чересчур реалистичных произведений искусства началась еще с Дюшана и его писуара и продолжается до сих пор. Сама я несколько раз попадала в ситуации, когда в галереях современного искусства тебе не совсем очевидно - это произведение или просто какой-то бытовой предмет, который забыли убрать. Вспоминается эпизод из фильма "О чем говорят мужчины" где они обсуждали инсталляцию "Туалет не работает"

Так вот, вернемся к Хёрсту. В 2001 году в галерее Eyestorm проходила выставка работ художника, и один из уборщиков принял исталляцию Хёрста состоящую из пепельниц с окурками, бокалов с шампанским, открытых пачек сигарет и недопитых чашек с кофе за последствия проходившей на кануне вечеринки в галерее. Уборщик аккуратно собрал "мусор", сложил в пакеты и вынес.

Противники и критики ликовали и вдоволь насмехаясь над художником и его слишком реалистичной работой. Они хвалили уборщика, который поставил на место искусство, которое прикидывается реальностью. Даже предлагали повысить его до куратора. Но это скорее сыграло на руку самому художнику, известность выросла и цена работ тоже.

Что думаете по поводу такого современного искусства? Стоит оно тех денег, которые за него платят?

Ставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях свое мнение на этот счет!

На своем канале я пишу много интересного о искусстве поэтому подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться)

Вот например в предыдущей статье я рассказала о 5 картинах 19-20 века, которые вызвали шквал критики и волнения в обществе

Спасибо что дочитали мою статью до конца, для меня это очень важно!