Найти в Дзене
Журнал «Компания»

Сотни тысяч россиян начали зумиться

Оглавление
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

«Как быстро Zoom стал глаголом», — удивляются в Силиконовой долине. Сегодня “зумятся” миллионы людей по всему миру — те, кто перешел на удаленную работу, учится или проводит форумы. Недавно в Zoom начали играть свадьбы, медитировать, заниматься йогой, сражаться в квизы и исполнять концерты.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон проводит в Zoom правительственные обсуждения. Сервис для видео- и аудиоконференций стал главной звездой вирусного времени.

Популярен и опасен

По данным аналитической компании App Annie, Zoom возглавляет рейтинг самых популярных бесплатных приложений Apple в десятках стран. Число загрузок с 22 февраля по 22 марта увеличились на 1270 % — за месяц превысило 17 млн загрузок на iOS и Android. Наиболее популярен сервис у людей в возрасте 35–49 лет. На их долю приходится 24 % загрузок, чуть отстают (23 %) 25–34-летние.

В России трафик на эту платформу с 9 по 17 марта увеличился с 47 тыс. до 225 тыс. человек. Она обгоняет именитых конкурентов: Skype за время карантина вырос с 67 тыс. до 165 тыс.; Hangouts.google удвоил число пользователей — с 16 тыс. до 32 тыс. По признанию самих пользователей, Zoom отличается большим удобством, множеством инструментов для совместной работы и легкой интеграцией с другими сервисами и календарями. Самой популярной фичей, по результатам исследования отзывов в соцсетях, стал фильтр красоты, который позволяет выглядеть презентабельно во время удаленной встречи с коллегами или друзьями. А еще можно добавлять разные фоны.

Однако одновременно с ростом публикаций на темы, как подключиться и настроить Zoom, увеличивается число постов и статей о том, какие риски конфиденциальности и частной жизни несет Zoom. Компания, подобно Facebook и Google, собирает данные о пользователях и передает их третьим компаниям. Однако она также работает с клиентским контентом — например, с сообщениями в чатах, документами и снимками экранов. Здесь, по мнению экспертов в сфере кибербезопасности, и кроются основные риски. В прошлом году Zoom уже становился героем скандала: из-за уязвимости программного обеспечения хакеры могли подглядывать за пользователями Zoom, выходящими в сеть с помощью Mac.

Засмотреть проблемы

Среди тех, чьи акции неплохо себя чувствуют на рынке, — Netflix. Мультимедийная компания, главным активом которой является сервис потокового видео, за последний месяц потеряла «всего» 17 %, в то время как основные конкуренты сильно ушли в минус — Comcast (24 %), Disney (38 %) и ViacomCBS (66 %). Посаженные на карантин смотрят видео чаще, чем обычно. В регионах, которые первыми ограничили массовое перемещение граждан, наблюдался всплеск трафика. В Италии и Испании, например, число тех, кто впервые установил приложение Netflix, выросло на 57 % и 34 % соответственно.

Nielsen официально прогнозирует, что пандемия COVID-19 увеличит просмотр ТВ и контента стриминговых сервисов до кризисных показателей: потребители традиционно обращаются к телевизору в тревожные времена.

Например, когда ураган Харви обрушился на Хьюстон в августе 2017 года, был зафиксирован 56%-ный рост трафика. Люди, застрявшие дома, больше смотрят художественные фильмы и новости.

Проблема Netflix в том, что его развлечения не из дешевых: месячная подписка стоит от 9 до 16 долларов. Если для США это разумная плата, то, например, в Индии или России она сразу переводит услугу в раздел Luxury. При этом домашний рынок, как показал кризис, компания почти исчерпала.

Несмотря на прогнозы, слишком рано называть победителей внезапной революции в сфере удаленной работы и удаленных развлечений. Трафик не всегда прямо конвертируется в выручку и дивиденды для инвесторов. «Акции ведь покупают не в вакууме, их приобретают напуганные игроки, которые поддаются панике и следуют за более авторитетными трейдерами, — отмечает аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицин. — Увеличение трафика сейчас повлечет за собой рост выручки через полгода, а итоговые финансовые результаты, подтверждающие успех стратегии, будут озвучены лишь через год. За это время массовые игроки рынка успеют забыть и вспомнить про онлайн-кинотеатры и образовательные сервисы. Кроме того, на фондовом рынке таких компаний мало».

Как подчеркивает эксперт, в спокойный период компании оцениваются по их будущим перспективам, но сейчас в первую очередь думают о ликвидности — удастся ли быстро избавиться от бумаг, если потребуется кэш.

Поэтому акции онлайн-сервисов покупают либо очень долгосрочные инвесторы, которые никуда не спешат (их реакция в виде покупки может реализоваться и через год), либо краткосрочные трейдеры.

«Крупные фонды, приобретающие акции с горизонтом инвестирования 10–15 лет, действительно, могут рассуждать, к примеру, что на борьбу с коронавирусом уйдет пара лет, дистанционное образование и работа закрепятся надолго, поэтому почему бы не приобрести Netflix. Но когда они утвердят это решение и наконец купят, мы этого не заметим, потому что мы-то (включая СМИ и аналитиков) оперируем совсем другими временными масштабами. И даже если они начнут покупать прямо сейчас (что маловероятно), это не будет заметно на фоне бешеных скачков, вызванных действиями других игроков», — считает Леонид Делицин.

Порнографический кризис

Еще один бенефициар кризиса, который, правда, не торгуется на бирже, — самый известный в мире порносайт Pornhub. Pornhub принадлежит «дочке» монреальской IT-компании MindGeek, основанной около 10 лет назад. MindGeek называют себя «лидерами в области дизайна, разработки, маркетинга, SEO и управления веб-сайтами с высоким трафиком». Их ресурсы действительно отличаются высоким трафиком, так как, помимо Pornhub, это около сотни порносайтов. В настоящее время они генерируют больше трафика, чем Amazon, Facebook или Twitter. Это позволяет называть MindGeek монополистом на этом рынке.

С начала февраля, с того момента, как люди стали больше времени проводить дома, число обращений к подобным ресурсам стало расти. По состоянию на 17 марта мировой трафик на Pornhub вырос на 11,6 %.

В Италии резкое, на 57 %, увеличение произошло 12 марта, после того как Pornhub предложил бесплатный премиум-сервис для всех граждан страны. Аналогичное предложение было сделано 16 марта испанцам и французам. На следующий же день трафик вырос на 38 и 61 % соответственно. В России по состоянию на 17 марта трафик был на 6,6 % выше, чем в среднем за день. Эти новости вывели MindGeek в ньюсмейкеры деловых изданий. Ранее компания становилась объектом расследований, так как сайты из их портфеля обвинялись в размещении преступного контента — в том числе порнографии с участием детей или похищенных женщин, а также съемок реальных изнасилований.