Начало статьи читайте в заметках:
Как искали клады до появления металлоискателей? Глава 1.
Как искали клады до появления металлоискателей? Глава 2.
4) Молитвы, заговоры, обряды и прокаченные книги. Если в предыдущей части речь шла о материальных предметах, то тут расскажу вам о словесных и речевых приёмах, которые, по мнению кладоискателей прошлого, верно помогали при поиске сокрытых сокровищ. «Дедушка, дедушка вот тебе конфетка дай ты мне монетку.» Если бы вы в компании матёрых кладоискателей 19-го века обошлись только этой присказкой, то на вас сотоварищи смотрели бы, как нынче в поле обладатель Нокта Амфибио Мульти смотрит на случайно встреченного владельца МД типа «Пират». В принципе, в этом сегменте кладоскательской науки прошлого, народные заговоры и молитвы не ушли далеко от других сфер человеческой жизни на селе. Заговорённые тетради переписывались от одной знахарки к другой, часто с добавлениями или упрощениями. Существовали целые сборники неканонических молитв на все случаи жизни от сведения бородавок, до призвания заказных погодных явлений. Естественно не обошло стороной сочинительство молитв и кладоискательство.
«Пойду в чистое поле, в леса дремучие, за черные грязи, через океан-море». А здесь «стоит столб, а на нём сидит Спас-Пресвятая Богородица». «За болотом немного положено — мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не вами положено, не вам и стеречь». И в таком формате среднеазиатского акыма – что вижу о том пою, самодельные молитвы могли быть продолжительностью на час без повторений в сюжетной линии. В заговорах, помимо упоминания святых и мест поиска, обязательно рассказывали, на что будет расходоваться найденный клад. Тем самым шло заверение чистых и нечистых сил, что могли охранять клад, в благолепии помыслов и добродетели намерений кладоискателя.
Когда приходило время осознания, что самодельные молитвы не помогают, кладоискатели начинали думать о более продвинутых, а потому дорогих методах молитвенного поиска. Так, всё тот же уральский кладоискатель 19-го века оставил в своём дневнике интересную запись с описанием так называемых Вызывных книг. «А вот нищий Василий Семеныч доподлинно взял поклажу в селе Красной Поляне, а научил его, как взять — заштатный дьякон: все больше молитвами отчитывал из требника Петра Могилы. За тем требником ездили мы три раза в Ливу , да дорого просят: сто рублей, да ещё надул подлец-лубянишные глаза Евсейка, а денег обобрал много. На что был богат Филипп Чистяков: — четыре расшивы имел — да и те все прожил в клады. — Одначе, Бог поможет, весной возьмет малу толику. Есть у целовальника под горой книга „Немая строка“: по ней вызывать можно». Думаю комментировать по этом отрывку что-либо излишне.
5) Охрана кладов, духи, мелкие божества, призраки и канонические святые. Когда человек ищущий клады начинал задаваться вопросами из разряда «Что я делаю не так?». Как обычно в аналогичных случаях по всем другим аспектам жизни, всегда приходит один ответ. «Я то всё делаю правильно, просто мне кто-то мешает». А кто может мешать опытному кладоискателю? Конечно же, всякого рода нечистая сила, или нейтральные персонажи фольклорного пантеона, такие обычно ведут себя зловредно, но стоит задобрить их вкусняшками, те мигом переходят на светлую сторону силы. После определения персонажей, что могут мешать кладоискателю на пути к заветной цели, разрабатывался план по их нейтрализации. На каждую разновидность нечисти свой приём. Но самое главное это иметь железные нервы. Ведь по различным преданиям и черт человека в лесу крутит. Или когда до клада остается один шаг, то лошадь сорвётся, то медведь зарычит, то человек в обморок упадёт, а кода очнётся, то понимает, что стоит на другом месте, а то место с приметой на клад всю жизнь ищет и больше найти не может.
В поверьях сибирских народов есть немало упоминаний о том, что клад это мост между миром живых и миром духов. В европейской же культуре мы можем найти немало легенд о том, что клад является тем предметом, что удерживает призраков от перехода в загробный мир. В наших же поверьях нет четкой цели или логики в поведении нечистой силы, охраняющей клады. Когда триста человек, жители одного села, три года копают курган и всё безрезультатно, для инициаторов такого раскопа нужны хорошие доводы, дабы держать копателей в тонусе и интересе к початому делу. В качестве действий от нечистой силы применяли стандартные средства, молились, крестились, таскали святую воду, ставили кресты и ходили большими коллективами, мол, если одного бес попутает, то на всех у него силёнок не хватит.
Отдельно стоит рассказать о мелких божествах или добрых духах отвечающих за сбережение кладов и выдачу сокровищ по описи и разнарядке, только достойным и благочестивым кладоискателям.
На территории Великороссии главным по линии выдачи кладов считали духа под именем Кладовой. Не шибко оригинальное название, хотя вот его подчиненным народная фантазия прописала более глубокую сюжетную линию и драматургию. Лаюн и Щекотун. Один соответственно при приближении кладоискателей превращается в лающую собаку, другой дух становится надоедливой сорокой-щекотухой. Как проходить этот квест на пути к заветному кладу сведений нет, но вероятно просто игнорируя все действия отвлекающих животных. В южных губерниях духа заведующего кладами звали Кудеяр. Это вообще отдельный персонаж кладоискательского фольклора, поскольку истории о нём ходили, как о реальном человеке, промышлявшем лихим разбоем, а потому прятавший повсеместно и без разбору во всех приметных местах бочки с золотом, мешки с жемчугом и телеги с серебром. В Белоруссии мелкопоместного божка завали Копушей. Прокачивали божество при помощи съестных угощений, поклонов и зарока оставить часть от клада ему.
Среди канонических церковных апостолов народ так же назначил ответственного святого по линии кладоискательства. Им стал Апостол Симон Зилот, как утверждают исследователи верование в то, что Симон помогает в поисках кладов, пришло от созвучия слов «Зилот» и «Золото». А раз золото, значит клад, как-то натянуто взаимосвязью, но, а вдруг сработает? Ещё одним святым по спецификации поиска кладов на Руси считался Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. В его послужном списке была история про то, как следуя в Иерусалим, священник был преследуем бесом. Изловчившись, Иоанн запечатал беса в кувшине. Вот и решил люд, что кладами промышлял да никак промыслить не мог, если этот святой смог беса запечатать, так сможет и распечатать заговоры на горшках с кладами.
Продолжение статьи читайте в заметках:
Как искали клады до появления металлоискателей? Глава 4.
Как искали клады до появления металлоискателей?
Источник: http://hobby-detecting.ru/kak-iskali-klady-do-poyavleniya-metalloiskatelej/
© Hobby-Detecting.Ru