Найти тему
Дмитрий Утробин

Дакийские войны императора Домициана.

Император Домициан.
Император Домициан.

Начинаю публикацию избранных отрывков, которые возможно войдут в мою новую книгу, посвященную судьбам древних народов Евразии.

«Сложные отношения между Дакией и Римом к тому времени (к началу войны) насчитывали несколько столетий. Диктатор Буребиста, создавший огромную империю, с центром в Арцидаве, однажды даже попытался влезть в римские разборки между Цезарем и Помпеем на стороне последнего. Чего Цезарь ему естественно не простил и даже замышлял поход против него. Видимо тогда в район будущих боевых действий были засланы лазутчики, либо собирались сведения у купцов, торговавших на этих территориях. Во всяком случае именно у Цезаря впервые упоминаются даки, жившие по его словам вместе с анартами на самом краю Герцинского леса. Чем бы могло закончиться это противостояние неизвестно. По оценкам Страбона Буребиста с легкостью мог выставить против римлян до 200 тысяч бойцов. И по тем временам и после — цифра огромная! На стороне последних однако была железная дисциплина, выучка и умение воевать против таких плохо организованных варварских контингентов. Однако смерть обоих лидеров в результате заговоров не дала ситуации развиться в полномасштабный конфликт. Огромная империя Буребисты после гибели основателя распалась на несколько частей. Одной из которых и была Дакия. С той поры даки стали регулярно упоминаться античными авторами. В основном отношения между странами сводились к набегам на римские дунайские провинции и ответным карательным экспедициям к Карпатскому хребту. Каких-то трех дакийских вождей разбил император Август. Известно также, что для налаживания добрососедских связей с Дакией он был готов даже отдать свою дочь замуж за царя Котиса и жениться на его дочери.

С новой силой конфликт разгорелся во времена правления императора Домициана — последнего из династии Флавиев. Зимой 85 года начался поход даков под руководством сына Котиса Диурпанея на Мёзию, ставший оглушительной пощечиной империи. Среди жертв этого нападения оказался и сам наместник провинции Оппий Сабин. Причиной такой активности варваров готский историк Иордан видел жадность Домициана. Судя по всему он отказался продолжать выплату денежных вознаграждений Дакии за спокойствие на соответствующем участке дунайской границы. Командующий личной гвардией императора Корнелий Фуск, возглавивший операцию против даков, оттеснил их с римской территории. Этого ему показалось мало, и римская армия, горя желанием отомстить за смерть товарищей, отправилась в карательную экспедицию за Дунай. Однако здесь дакийское «гостеприимство» превзошло всех их ожидания. Им был оказан прием настолько горячий, что легионерам пришлось, бросив погибшего командующего и одно из полковых знамен — орел легиона V Жаворонок, уносить ноги обратно. Очередная звонкая оплеуха, нанесенная престижу Рима, требовала быстрого ответа, и император Домициан в срочном порядке собирает войска для противодействия противнику. Новый командующий Теттий Юлиан оказался куда более удачливым, чем его предшественник, и возле крепости Тапы он продемонстрировал варварам все преимущества профессиональной армии перед народным ополчением, нанеся поражение Децебалу — племяннику Диурпанея. Дальнейшие боевые действия однако пришлось прекратить из-за больших потерь и активизации других врагов Рима.

С Дакией был заключен мир. Децебал признал свою зависимость от империи, обязался вернуть захваченное римское оружие, пленных и не тревожить ее рубежи набегами, выдать и не принимать больше перебежчиков. В обязанности нового союзника входило также не пропускать через свою территорию вражеские войска и оказывать содействие легионам Рима в боевых действиях против других варваров. Взамен Домициан возобновил выплату отступных, получаемых даками ранее, до его правления. Более того, поскольку Децебал высказал заинтересованность в создании регулярной армии по римскому образцу, ему были предоставлены всевозможные специалисты по военному делу и в гражданской сфере. Так методом кнута и пряника был успокоен грозный противник Рима на Дунае».