В прошлом году в Санкт-Петербурге состоялся XI Всероссийский съезд травматологов-ортопедов, в котором приняли участие около 4 тысяч делегатов из России, стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы. Как отметили участники мероприятия, травматология и ортопедия действительно развиваются семимильными шагами. В настоящее время появляется очень много новых разработок по травматологии и эндопротезированию суставов, по сочетанным травмам. Журнал «Здравоохранение России» рассмотрел некоторые инновационные разработки современной ортопедии.
Директор Российского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Рашид Тихилов отмечает, что медиков любят расспрашивать про сенсации, про инновационные решения. «Они, конечно, важны, запоминаются, но настоящие прорывные решения встречаются редко, — считает он. — Поэтому в отношении 23 тыс. больных, которые ежегодно к нам приходят, не это главное. Главное — хороший стандартный базовый уровень, который позволяет нашим пациентам не ездить за качественной помощью в Израиль или Германию».
Насколько российская ортопедия соответствует мировым стандартам? Специалисты утверждают, что российские врачи способны предоставить качественную помощь.
Здоровое поКОЛЕНИе
НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии Саратовского государственного медицинского университета презентовал уникальное изделие. Оно может стать незаменимым элементом для одной из самых востребованных операций в ортопедии — тотального эндопротезирования коленного сустава. По прогнозам, в ближайшие 10 лет предполагается шестикратный рост числа подобных медицинских вмешательств.
В ходе операции хирургу приходится сталкиваться с дефектами костей, образующих коленный сустав, выполнять их реконструкцию. Для этих целей используются костный цемент, донорская кость или металлические блоки. Основные недостатки существующих сейчас металлических блоков — необходимость сочетать их с определенными видами импортных эндопротезов, а также дороговизна конструкции.
Разработка саратовских ортопедов представляет собой титановый имплантат в форме клина, который используется для замещения костных дефектов при эндопротезировании коленного сустава. Оригинальность инновации заключается в том, что конструкция имплантата совместима с большинством типов эндопротезов, а ее стоимость дешевле зарубежных аналогов.
В рамках экономического форума СГМУ и инновационное предприятие «Эндокарбон» подписали лицензионный договор.
«Благодаря этому документу компания получила возможность организации серийного выпуска первого отечественного имплантата для эндопротезирования суставов, который разработан учеными НИИТОН СГМУ и будет производиться в России», — подчеркнул генеральный директор ООО «Эндокарбон» Сергей Милов.
Сибирь презентует нитинол
Красноярский научный центр СО РАН разработал уникальные имплантаты, которые во многом превосходят изделия из биологических материалов. Имплантаты изготовлены из нитинола — сплава, представляющего собой соединение титана и никеля, обладающего памятью формы.
Обычный титан в 20 раз менее эластичен, чем костная ткань. И это может создавать определенные проблемы после имплантации. В свою очередь нитинол способен деформироваться и восстанавливаться, приходя в исходную форму, при нагрузке и разгрузке. Имплантаты из нитинола не отторгаются телом, не вступают в химические реакции с биологическими жидкостями человека, заверяют специалисты.
Российские ученые предлагают использовать нитинол в стоматологии, травматологии, остеопластике, челюстной и сосудистой, реконструктивной, косметической хирургии, для устранения врожденных расщелин, грыж передней брюшной стенки.
Зарубежные методики в руках российских медиков
В Российском научном центре «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова (г. Курган) проведены четыре операции на позвоночнике с использованием уникальной зарубежной методики. Автор ноу-хау в лечении стенозов позвоночника — президент Международной ассоциации малоинвазивной хирургии позвоночника Грег Андерсон (США, Филадельфия). Суть инновационной методики — в расширении позвоночного канала и удлинении ножки позвонка с помощью новейшей дистракционной системы. В результате такого вмешательства сокращается давление на нерв и, как следствие, решается главная проблема пациентов со стенозом — устранение выраженного болевого синдрома.
Основная категория пациентов, которым показана подобная операция, — это люди старшего возраста с остеохондрозом позвоночника, сопровождаемым острыми болями. После операции пациенты возвращаются к привычной жизни уже на вторые сутки и быстро восстанавливаются. Об этом рассказал Сергей Бушнев, заместитель директора по развитию учреждения «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова», который также участвовал в проводимых операциях в Кургане.
Александр Губин, директор Центра Илизарова, рассказывает: «Это первый совместный проект двух крупнейших федеральных институтов травматологии и ортопедии: Центра Илизарова и ЦИТО. Кроме того, это колоссальный опыт интеграции мировой науки в отечественную медицину. Инновационная методика может кардинально изменить стандарт лечения больных со стенозами позвоночника в России и в мире».
На базе ЦИТО им. Н.Н. Приорова были проведены первые три операции по методике Грега Андерсона. Клинические испытания двухлетнего исследования американского спинального хирурга также пройдут в Краснодарской краевой больнице № 1 им. Очаповского и в Нижегородском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии.
Протез в трехмерном пространстве
3D-принтеры все активнее входят в мировую медицину. Россия не исключение.
Руководитель Московского городского центра эндопротезирования костей и суставов при ГКБ им. Боткина, профессор кафедры травматологии, ортопедии и хирургии катастроф Первого МГМУ им. Сеченова Валерий Мурылев считает, что у этого нововведения большие перспективы. «Сегодня хирурги все чаще стремятся выполнять оперативное вмешательство на более современном уровне — вместе с рутинными пациентами в практике встречаются и достаточно тяжелые случаи, — говорит он. — Компоненты, сделанные по методу 3D-печати, повторяют и замещают тот дефект, который имеется у данного пациента. Зачастую это невозможно сделать стандартными компонентами — замещающими аугментами и конструкциями. Например, не удается создать у конкретного пациента стабильную фиксацию — тогда в работу вступает 3D-принтер. С его помощью совместно с инженерами создается компонент, который становится возможным поставить пациенту: создать опоры, чтобы человек смог ходить. Это наиболее актуально в тяжелых случаях: при патологии, нестабильности, двухэтапном протезировании. На основе 3D-форм создаются индивидуальные временные протезы — это даже более популярно, нежели индивидуальная печать компонентов, поскольку дешевле. Таким образом, сфера применения 3D-технологий достаточно широка».