Найти тему

Метафизика и психономия (5а-5в)

(Начало)

5а. Характер – это качества, и это – данность. А мысли создают состояния; которые или способствуют или искажают действие. Кроме того подсознание, как накопленные со-бытия и переживания, продуцирует состояния и направления мысли. Подсознание исполняет намерения, но только искренние; и это оно как раз и различает. Как связанное с прошлым и обеспечивающее автоматизм функций тела, этот слой можно назвать нижним. А вместе с обеспечением мышления и думания это – внутренний контур осознавания. При этом есть ещё внешний или верхний контур. Человек всегда может восстановить превосходящее влияние верха, света; как и сохраняются пути/уровни отчуждения, падения и проблемных отношений с миром. Вопрос – в искренности, в стремлении...

В обиходе сознание – это сопровождающее нашу деятельность знание об отношениях себя и мира. То, что сейчас привычно, по факту фиксируется в качестве «сознания» есть «отдавание отчёта» в комплексе восприятия, решения (поиска) и действия. Это – три функции, а опорами являются конкретные характер (психоорганизация) и мышление (различение/оценка); при этом с сознанием мы привычно соотносим самоидентифицирующееся мышление с памятью. Как синхронизирующийся комплекс взаимодействия, реализующийся вместе и в процессе, его правильно называть «осознавание»; но это непривычно нашему уху. Привычно мы этот процесс взаимодействия всего комплекса называем «сознание». И у него есть принципиальное назначение.

Процесс осознавания составляет общий управляющий контур. Можно сказать, имманентное качество вселенского управляющего комплекса есть сознание. То есть понятием «сознание» можно выделить общее качество/результат деятельности, который фиксируется в мыслеформах. Низшие, готовые мыслеформы задают инстинкты. Тогда совесть – это сонастройка с верхним контуром сознания, дающая способность ощущения смысла и предопределения. А подлинный интеллект возможен лишь при наличии априорных оснований мышления; а как единые, они – нравственные.

Гибкость сознания как управляющей системы заключается в её постоянной настройке, в её постоянном подтверждении адекватности, подтверждении «взаимопонимания». Сознание интерпретирует по усвоенным ранее образцам, то есть оно выстраивает адекватность по соглашению (в том числе со средой). И может быть не один «слой адекватности» (понимания) с возможностью переключения между ними.

5б. Осознавание (или по привычке просто сознание) человека имеет внутренний и внешний контуры. Причём решения человека следуют из его состояний, связанных – в разной степени – с внешним контуром. Эти решения осознаются внутренним сознанием (умом), но принимаются – во внешнем. И канал такого решения проходит через сердце. Сердце – устремляется, настраивается...

И без такой настройки Духа решения и действия всё равно есть – но в этом случае они механистичные; то есть человек их осознаёт, но своими они являются не по выбору открытого мышления, а по факту совести и характера, как фильтра между двумя контурами сознания. Свои решения по обоим контурам сознания – это по сердцу, по совести. При этом внешний контур, да, соотносится с конкретным человеком, но в верхнем уровне они формируют коллективное управление (сознание). Коллективное сознание – в принципе – может быть и первичным, и вторичным; «технология» работы контуров при этом подобна...

Оперирование обоими контурами сознания, как своим единым, то есть сердечно – это основание искренности (как подлинности понимания/отчёта мотивов, смыслов, целей в их полноте, целостности, ответственности). Но присваивание всего сознания себе – это основание закрытости. Искренность и открытость, Познание и Любовь, ответственность и отдача – между ними течёт жизнь в сознании. Кстати, в этом случае есть лёгкость самоопределения в «мы». А искренность (однозначность) намерений и смирение с обстоятельствами на пути к цели создают психологическую устойчивость.

Сознание, как отдавание отчёта, сопровождает не все действия человека. Иногда оно только фиксирует произошедшее или итоговое. Многие внутренние процессы проходят фоново, и лишь в некоторых человек отдаёт отчёт, осознаёт; но по ним и судят. «Отдающее отчёт» проявляется, как нормирование, утверждение, актуализация субъекта, как создание порядка, опоры, дающей возможность движения. Значение его в том, чтобы создавать смыслы, формировать целостность (единение) и накапливать опыт сознательного управления по общим ценностям. И для этого сознанию нужны ощущения...

Сознание, как управление – это прорастание каналов связи в обе стороны (верхнюю и нижнюю – в порядке по качеству самого процесса) с формированием соответствующего качества в материальном носителе, в психике и моторике. Отдельный аналог этого – прорастание нейронной сети.

Здесь есть аспект формирования и аспект действия. Активное начало Верхнего контура сознания более явственно в первом случае формирования структур. В действии по этим структурам задействование Верхнего сознания может быть уже не обязательно...

В общем случае Верхнее сознание во множестве нижних сознаний – через соответствующую их активность в имеющихся форматах – задаёт каналы и структуры, которые нижним субъектом могут восприниматься как свои, и являются новым опытом, новым общим осознанием. Верхнее сознание «всматривается» в нижнее, как и нижнее «смотрит» в верхнее...

5в. Требование (завет) свободы воли – это (1) требование сохранения открытым канала связи с источником смыслов человека и (2) условие оригинального опыта развития. Потому незаконны теории, своды, практики, превращающие человека в объект. А забота Проекта – это культивирование призваний людей; которые, напомним, идут по каналам Познания и Любви, реализуясь в социальных линиях Жреца-Воина-Аратая (см. дальше). Цель социальности – призвание/развитие человека; и прежде всего духовное. На этой задаче – её соединение с Божественным. А свобода воли – это об отношениях Бога и человека, это о формулировании смыслов правдой своей жизни/ответственности, это о личностном осознании.

Свобода воли – это не публичное. И формула «свободы воли» человека – это требование как относиться к людям, а не к самому себе. Что это значит? Восприятие себя имеет другой стороной восприятие мира. При этом другие – тоже в этом мире, в его процессе. Поэтому восприятие других как свободных – это нормально. Восприятие себя как свободного – это только одна сторона. Видящий же одну сторону – заведомо не свободен. А говорящий «я свободный» - говорит об обратном. Чтобы приблизиться к свободе по содержанию, надо проявляться в деле, надо делать дело. Деньги не дают свободу, но вводят в колею доказательства своего бытия; потому они и хотят власти...

В принципе свободы воли человека, как и в принципе права нации на самоопределение, заложены и тавтология, и столкновение. Для действия по этим принципам необходимы различение и культура. Нация, если уже есть, то она уже определилась; иначе она не совсем нация. Человек, если он человек, то уже свободен по воле; иначе он не совсем человек. Потому эти принципы, это прежде всего, правила отношения к другим; то есть неправильно качать свои права, они обретаются по факту своего дееспособного поведения. А со стороны других как раз и должна быть оценка поведения, а не самого субъекта. Правильное уважение воли других происходит через оценку не их самих, а их поведения.

Как единственная исходная точка отношения к себе, «свобода воли» пуста. То есть «человек-для-себя» имеет только потенцию этого.

Это требование меняется в зависимости от возраста и от позиции принятия решений. Поле же истинности этого требования то, что в зрелости человек обязан иметь возможности свободного раскрытия своего созидательного потенциала. Это требование – в отношении социальности, но сама «свобода воли» – в заявлении человека – относительна. Она абсолютна – как источник мышления и творчества.

Относительность проявляется: (1) в особенностях осознавания по величине в этом процессе бессознательного компонента, (2) в зависимости от качества мышления человека и собственно человека, (3) в обстоятельствах принятия решений... То есть «свобода воли» не может заявляться, как фактическое свойство и идеологическое условие. Это сам человек должен постигать смыслы, осознавать ценности и ставить цели – в обществе, которое это поддерживает и реализует. И такая пост-фактичность не уникальна в нашем мире; таковы же, например, фиксирования идеи или стоимости – по итогу. Вот только человек-то действует до факта оценки... И его реализм – это не голый прагматизм.

(продолжение следует)