Забота и воспитание. Это разные понятия. Что важнее?
Не понравилось одному моему читателю бравое советское словечко прошлого столетия - «ликбез». Не знаю, в чем он углядел подвох, но ликвидация безграмотности - вещь крайне полезная.
«Я сама знаю, как мне воспитывать своего ребёнка!» - лозунг многих современных родителей. Рассмотрим проблемную ситуацию на примере средней школы.
Итак. Для сравнения. Три ребёнка школьного возраста. Три типа личности. Образы собирательные, максимально усреднённые.
Первый ребёнок. У него есть хорошая опрятная одежда, обувь, гаджеты, школьные принадлежности. Он сытый, живет в благоустроенной квартире. Для него абсолютно естественны базовые понятия человеческого социума: это хорошо, а вот это - плохо, это можно, а это - нельзя.
Кстати, все «нехорошие» слова и их значения такие дети, поверьте, прекрасно знают, но у них хватает интеллектуального развития не произносить их в обществе, так как это некультурно и постыдно.
Такой ребёнок без подсказок понимает, что к старшим нужно относиться почтительно, в школе на уроках слушать учителя, дома выполнять домашние задания, слушаться родителей и уважать их мнение. С одноклассниками отношения обычно ровные. Успевает в школе без критических двоек.
И это не фантастический супергерой, а обычный ВОСПИТАННЫЙ ребёнок, о котором ЗАБОТЯТСЯ родители.
То есть социальные блага принадлежат к категории ЗАБОТЫ, а комплекс привитых морально-этических правил у конкретного ребёнка - к ВОСПИТАНИЮ.
Второй ребёнок. Семья обычно состоит на каком-нибудь учете. Ребёнок бы и рад в школу ходить, да не в чем и некогда. Одежда уровня ниже среднего, часто пропитана запахами недельного дринкопозитива и прочими «ароматами Франции». Наблюдаются признаки педагогической запущенности.
Учебные принадлежности покупаются перед 1 сентября. Раз в два года. Собственно говоря, с учебой засада классическая, самая стабильная оценка - 2, потому что нет особого смысла время на школу тратить! Такой ребёнок в совершенстве владеет на практике «простонародным русским», может при случае кому-нибудь втащить, но потом обычно виновато улыбается и обещает дальше «вести себя хорошо».
Родители, если их чуток потребушить, иногда приходят в школу, кивают головой, даже искоса укоризненно смотрят на своего малолетнего лентяя. Но толку от этих встреч по факту немного. Доучиваем до 8 класса - и отправляем в среднее-специальное.
Это был пример, когда ребёнка пытались хоть плохонько, но ВОСПИТЫВАТЬ, только вот ЗАБОТЫ к нему родители проявляли мало. Растут такие дети, как безобидные сорняки. Жалко!
А вот третий случай - махровая педагогическая запущенность, причём, наследственная. Это так называемая ЗАБОТА при полном отсутствии ВОСПИТАНИЯ.
Что наблюдаем?
Диточка довольно хорошо и качественно одет, имеются дорогие гаджеты, к которым приучен с пелёнок. Обеспечен всем, накормлен деликатесами, накупан в Эгейских/Адриатических морях. Обцелован во все выпуклости и вогнутости до потери чувства меры. Отказа ни в чем не знает, бархатно врет и выкручивается, как селёдка, в любой ситуации. С одноклассниками отношения товарно-денежные, высокомерные. На учителей в школе смотрит презрительно, в любой «горячей» ситуации держит наготове диктофон, крепкая русская лексика - норма общения.
Никогда такой ребёнок ни в чем не бывает виноват. Наоборот - все вокруг «плохие», только не он. Учится очень слабо, склонен к проявлениям агрессии, так как чаще всего имеет букет медицинских показаний из области неврологии, но об этом - тссс! - никому ни слова!
Родителей таких «солнышек», видимо, штамповали на одном ксероксе - настолько одинаковые повадки, речевые конструкции и манера общения.
И ВОСПИТАНИЯ в этой ситуации - ноль. Много пафоса, пространных высказываний, непомерных жалоб при полном отсутствии самокритики и понимания обязанностей. Про права они знают.
Повторюсь - это субъективно-качественная оценка трёх наиболее усреднённых типов личности, с которыми можно встретиться в современной школе.
Безусловно, нельзя всех чесать под одну гребенку, но складывается иногда впечатление, что детей с классическим ВОСПИТАНИЕМ становится с каждым годом все меньше и меньше, а вот число «озабоченных» ПОТРЕБИТЕЛЕЙ множится со скоростью белого кролика.