Пока об этом никто не говорит.
Коронавирус закрыл мировой спорт как индустрию. И если на первом этапе – когда казалось, что остановка соревнований ненадолго (и ни о каком переносе Евро-2020 и Олимпиады-2020 не шло), главным вопрос при обсуждении стала дата возобновления турниров, то на втором, когда остановились все, кроме белорусов, говорят об убытках.
Тема финансовой катастрофы, связанной с Евро и Олимпиадой – это что-то особенное, нужно время и, возможно, этап самих соревнований, чтобы осознать масштаб потерь.
Что потеряет наша РПЛ? Если брать в целом лигу, а не конкретные клубы – там все-таки истории индивидуальные.
Два главных контракта лиги – с ТВ (Матч-ТВ – был подписан в июле 2018-го сроком на 4 года) и с банком (Тинькофф подписан в феврале сроком 2,5 года).
Сумма по первому договору – 1,7 миллиарда рублей в год (200 уходит на производство картинки).
Сумма по второму договору – 375 рублей в год (75 из которых уходит на производство рекламных носителей).
В том случае, если сезон доигран не будет (это 8 туров – и уже сейчас клубы, по моей информации, ведут консультации о том, чтобы обнулить чемпионат и начать следующий с чистого листа – без вылетевших), лига может потерять приличные деньги.
Разумеется, есть форс-мажор, на который можно сослаться – условия с коронавирусом действительно серьезные. Когда останавливается не только вид спорта, а вся индустрия (не только страны), на это можно сослаться.
Но если брать в расчет, что четверть турнира отваливается (те самые 8 туров), то и платить надо на четверть меньше – телекомпания не покажет матчи, которые оплатила, банк не получит там рекламу.
Четверть от 1,5 миллиарда – около 380 миллионов рублей. Тинькофф зашел в РПЛ только в феврале и получил лишь три весенних тура. За полгода банк мог заплатить около 150 миллионов рублей, - около 14 миллионов за каждый из оставшихся 11 туров. Несыгранными остаются 8 – значит, можем говорить о 112 миллионах.
Итого около полумиллиарда рублей. Разумеется, это очень приблизительные подсчеты, с учетом сумм контрактов, но без учета форс-мажора и условий договоров.
Полмиллиарда рублей – это только банк и ТВ. Но есть и букмекеры, которые имеют контракты с клубами и которые несут сейчас серьезные убытки – ставить просто не на что. Совершенно не случайно лидеры рынка - представители "Зенита" (гендиректор Александр Медведев) и ЦСКА (гендиректор Роман Бабаев) говорят о том, что закончить успеем всегда.
Слишком велика цена закрытия чемпионата в футболе. Это не баскетбол и не волейбол, где нет таких рекламных контрактов.
Александр Медведев - ТАСС:
— УЕФА рассматривает вариант доигрывания сезона не только до 30 июня, но и весь июль, весь август или даже весь сентябрь. Для них это вопрос спасения от убытков по телеправам, спонсорам и билетной программе, конечно, у нас телевизионные права стоят не так много, но и спонсоры, рекламодатели и билетная программа — существенный элемент бюджета любого клуба.
Роман Бабаев, гендиректор ЦСКА — в интервью «Чемпионату»:
— Закончить мы всегда успеем. Зачем лишать команды и болельщиков почти трети части чемпионата, нести огромные убытки и срывать контракты со спонсорами и телевидением, когда есть шанс его доиграть? Тем более чемпионат Европы отменен — есть возможность играть в мае–июне.