В течение почти 40 лет, с начала 70-х по середину 2000-х, одной из самых востребованных кинопрофессий была профессия каскадера. Стоит сказать, что необходимость в трюках возникла примерно в то же время, когда появилось игровое кино. Без работы каскадеров не были бы возможны ни многие вестерны, например "Дилижанс" Джона Форда, ни исторические эпики, такие как "Бен Гур" Уильяма Уайлера. Но до конца 60-х- начала 70-х каскадеры оставались в тени, примерно как монтажеры или осветители. Но в конце 60-х - начале 70-х начинается переориентация массового кино на рельсы экшна и трюковые сцены в боевиках становятся примерно тем же, чем раньше были хореографические номера в мюзиклах: Зрелищем с большой буквы. Как следствие, профессия становится более востребованной, число каскадеров растет, появляются локальные звезды, начинается неофициальное соревнование, кто исполнит самый крутой трюк.
В середине 2000-х с развитием CGI значимость профессии начинает угасать. Что с одной стороны неплохо, зачем лишний раз рисковать человеческими жизнями, а каскадер - профессия крайне травмоопасная, если можно нарисовать любой трюк на синем фоне? С другой стороны, выполненные каскадеры "живые" трюки приносили в экшн-кино то, чего последнему отчаянно не хватает сейчас: ощущения реальности происходящего.
Когда известный трюкач решает сменить участие в костоломных экшн-сценах на относительно мягкое и удобное режиссерское кресло, получается совершенно особое кино. Чтобы в этом убедиться, достаточно окинуть взглядом 5 фильмов, снятых каскадерами-ставшими-режиссерами.
Хупер (Hooper), 1978, режиссер - Хэл Нидэм
Не секрет, что персонажи Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта в тарантиновском "Однажды в Голливуде" были основаны на творческом тандеме Берта Рейнольдса и Хэла Нидэма. Каскадер и дублер Рейнольдса Нидэм в конце 70-х переквалифицировался в режиссеры, сняв несколько зрелищных для своего времени, но откровенно бестолковых фильмов. Лучшей его работой стал "Хупер" - производственная драма о жизни каскадера, которого играет Берт Рейнольдс, и съемках боевика. Финальный автотрюк с проездом между взрывающимися зданиями и грандиозным прыжком способен удивить даже в 2020.
Гонки «Пушечное ядро» (The Cannonball Run), 1981, режиссер - Хэл Нидэм
Если "Хупер" демонстрировал сильные стороны Нидэма, режиссер снимал кино о том, в чем хорошо разбирался, то "Гонки "Пушечное ядро"" - стопроцентная дичь, хоть и не лишенная специфического обаяния. В фильме только гонки, трюки и комедийные сценки, а также очень странный актерский состав, включающий Берта Рейнольдса, Роджера Мура, Дина Мартина и молодого Джеки Чана.
Крестоносец, 1995, режиссеры - Александр Иншаков, Михаил Туманишвили
Фильм, занимающий в российском кино примерно то же место, что и "Хупер" в голливудском. Каскадеры сняли фильм о каскадерах, работающих над фильмов, но добавили в сюжет реалий начала 90-х, отчего "Крестоносец", начинающийся как "кино о кино" к финалу превращается в восьмидесятнический боевик.
Стукач (Snitch), 2013, режиссер - Рик Роман Во
Есть что-то символическое в том, что Рик Роман Во, работавший в 90-е каскадером в "Трудной мишени" с Ван Даммом и "Вороне" с Брэндоном Ли, сменив профессию на режиссера, стал снимать не экшн, а триллеры с большим акцентом на драму и саспенс, чем на трюки.
Джон Уик (John Wick), 2014, режиссеры - Дэвид Литч, Чад Стахельски
Дебютировав в 2014 "Джоном Уиком", к настоящему времени экс-каскадеры Литч и Стахельски превратились в двух самых перспективных экшн-режиссеров Голливуда. Единственный нюанс, который стоит отметить, специализировались они на хореографии экшн-сцен, а не трюках в узком смысле слова. Впрочем, по "Джон Уику" это и так понятно.