Ленд-лиз - программа взаимопомощи стран - союзниц в борьбе против стран Оси. По ней советским солдатам предоставлялось огромное количество интересных образцов техники и вооружения. Конечно о значении ленд-лиза в победе о сих пор идут споры, а кредит за него мы перестали выплачивать только в 2006 году, тем не менее нельзя не сказать о том, что без этой взаимопомощи РККА пришлось бы труднее, особенно в начале войны, пока советская экономика не была перестроена на военный лад.
На вооружении советских танкистов побывали английские и американские танки.
Например, английские пехотные танки Валентайн и Матильда.
Советские танкисты не очень любили британские танки. Особенно критиковали Матильду. Прежде всего за двигатель развивавший скорость всего 25 км/ч, узкие гусеницы, которые норовили застрять в вязком грунте и малый калибр орудия - всего 40 -мм. На начальном этапе войны этого было достаточно, но когда на фронте появились более бронированные боевые машины - Пантеры и Тигры, этого не хватало для борьбы с ними. Кроме того у пушки отсутствовали фугасные снаряды.
С Валентайном было лучше, так как у него была неплохая 57 мм пушка.
Ветераны отмечали, что ее хватало даже для борьбы с Тиграми.
Валентайн выделяла надежность агрегатов и при всех минусах танкисты отмечали комфорт - выкрашенная белой краской изнутри кабина смотрелась уютнее, были хорошие приборы наблюдения, рация.
На вопрос: "Как вам Валентайн?", ветеран - танкист Крят Виктор Михайлович, отвечал:
По-разному, были бензиновые, английские, их мы не любили. На нем стояла 45-мм пушка. А канадского производства и «дженерал моторс» там 57-мм пушка была, она пробивала броню и могла бороться с немецкими танками.
Ветеран Железнов Николай Яковлевич вспоминал:
Хороший танк. У него пушка мощная, 57-миллиметровая. Эта пушка запросто борт "Тигра" прошивала чуть ли не насквозь. Когда мы уже были во втором периоде Каменецк-Подольской операции, и когда нас под Скалатом контролировали и не пускали "Тигры", то "Валентайны" нас выручили. Они сожгли три "Тигра".
Еще в СССР поставлялись в незначительных количествах танки тяжелый "Черчилль" и легкий "Тетрарх", но в незначительных количествах.
Американские танки представлены были более обширно. В небольших количествах поставлялся уже устаревший М 2
среди легких танков выделялся M 3 "Стюарт" - самый массовый легкий танк Второй Мировой.
И средний M 3 "Ли", всего и тех и других поставлено около тысячи. Эти танки были уже устаревшими и почти все потеряны достаточно быстро. Танкисты не любили М 3, его компоновка была весьма странной. Орудие 75-мм располагалось в спонсоне и поворачивалось всего на 20 градусов. Расположенная во вращающейся башне 37-мм пушка была бесполезна против бронированной техники, при этом против пехоты она была также бесполезна, так как комплектовалась только бронебойными снарядами. Кроме того у танка был очень высокий силуэт и его сложно было спрятать за складками местности. Плохая проходимость и медленная скорость несла ему плохую славу среди советских танкистов. Однако, у него было преимущество - большие боковые двери, что нетипично для танков, так можно было покидать подбитую машину очень быстро.
Но наиболее известен американский средний танк Шерман М 4 и его модификации. Солдаты окрестили его "Эмча".
С одной стороны танк был также комфортен и приятен в управлении, как и британские танки. В конструкции предусмотрены приятные особенности
Рассказывает Д.Ф. Лоза - ветеран воевавший на М 4:
"У Шермана ведущее колесо было спереди, то есть, карданный вал шел через весь танк , от двигателя к КПП. У тридцатьчетверки все это стояло рядом. Еще один большой плюс Шермана заключался в подзарядке аккумуляторов. На нашей тридцатьчетверке для зарядки аккумулятора нужно было гонять двигатель на полную мощность, все 500 лошадей. У Шермана в боевом отделении стоял зарядный бензиновый мотоблок, маленький, как мотоциклетный. Завел его - и он тебе зарядил аккумулятор. Для нас это было великое дело! Уже после войны, я долгое время искал ответ на один вопрос. Если загорался Т-34, то мы старались от него отбежать подальше, хотя это запрещалось. Боекомплект взрывался. Некоторое время, с полтора месяца, я воевал на Т-34, под Смоленском. Подбили командира одной из рот нашего батальона. Экипаж выскочил из танка и немцы зажали их пулеметным огнем. Они залегли там, в гречиху и в это время танк взорвался. К вечеру, когда бой затих, мы подошли к ним. Смотрю, командир лежит, а кусок брони размозжил ему голову. А вот когда Шерман сгорал, то снаряды не взрывались."
О его комфортности по сравнению с T - 34 ходили легенды
Считается достоинством то, что Шерман изнутри был очень хорошо выкрашен. Так ли это? - Хорошо - это не то слово! Прекрасно! Для нас тогда это было нечто. Как сейчас говорят - евроремонт! Это была какая-то евро-квартира! Во-первых, прекрасно покрашено. Во-вторых, сидения удобные, обтянуты были каким-то замечательным особым кожзаменителем. Если танк твой повредило, то стоило буквально на несколько минут оставить танк без присмотра, как пехота весь кожзаменитель обрезала. А всё потому, что из него шили замечательные сапоги! Просто загляденье!
С другой стороны обладал высоким силуэтом, бензиновым двигателем и кроме того его часто путали с немецкими танками, например Пантерой, что приводило к огню по своим.
Как вспоминал Д.Ф. Лоза : " Высокое расположение центра тяжести было серьезным недостатком Шермана. Танк часто опрокидывался на бок, как матрешка. Вот благодаря этому недостатку я, возможно, и остался жив. Воевали мы в Венгрии, в декабре 1944 года. Веду я батальон, и ,на повороте, мой механик-водитель ударяет машину о пешеходный бордюр. Да так, что танк перевернулся. Конечно, мы покалечились, но остались живы. А остальные четыре мои танка прошли вперед и там их сожгли."
В комплект Шермана входил автомат Томпсона о нем тоже отзывались плохо:
- К каждому Шерману поставлялось два автомата Томпсона. Калибр 11,43 мм - здоровый такой патрон! Но автомат был дрянной. Было у нас несколько случаев. Ребята, на спор, одевали на себя пару ватников, отходили, в них стреляли. И в ватниках эта пуля застревала! Вот такой был автомат говенный. Вот немецкий автомат со складным прикладом (имеется ввиду пистолет-пулемет MP-40) мы любили за компактность. А Томпсон здоровый - с ним в танке не развернешься
Неоднозначным моментом были гусеницы с резиновыми накладками
- С одной стороны, такая гусеница - это большой плюс. Во-первых, у такой гусеницы срок службы вдвое больше обычной, стальной гусеницы. Боюсь ошибиться, но, по-моему, срок службы траков Т-34 был 2500 километров. Срок службы траков у Шермана был свыше 5000 километров. Во-вторых, Шерман по шоссе идет как автомобиль, а наш Т-34 так громыхает, что его за черт знает сколько километров слышно. А что было отрицательного? Я описал случай, произошедший с нами в августе 1944 года в Румынии, во время Яссо-Кишиневской операции. Жара стояла страшная, где-то + 30 градусов. В сутки тогда мы проходили до 100 километров по шоссе. Резиновые бандажи на катках разогревались настолько, что резина, плавясь, отлетала метровыми ошметками. И недалеко от Бухареста наш корпус встал: резина облетела, катки стало заклинивать, шел ужасный скрежет и в итоге мы остановились. Об этом было срочно доложено в Москву: шутка ли? Такое ЧП, весь корпус встал! Но новые катки нам привезли очень быстро и мы три дня их меняли. Уж не знаю, где они смогли найти столько катков за такое короткое время?
Проходимость тоже была спорным моментом
Еще один минус резиновой гусеницы: даже при небольшой гололедице танк становился, как корова на льду. Тогда нам приходилось обвязывать гусеницы проволокой, цепями, забивать туда болты, чтоб хоть как-то можно было ездить. Но это произошло только с первой партией танков. Увидев это, американский представитель сообщил об этом на фирму, и уже следующая партия танков пришла с дополнительным комплектом траков с грунтозацепами и шипами. Грунтозацепов было, по-моему, по семь штук на гусеницу, то есть всего 14 штук на танк.
Еще один недостаток Шермана это неудобные люки механика водителя
У Шерманов первых партий этот люк, расположенный в крыше корпуса, просто откидывался вверх- вбок. Механик-водитель открывал его част, высовывая голову, чтобы лучше видно было. Так у нас были случаи, когда при повороте башни, пушкой задевали люк и он, падая, сворачивал шею водителю. Один или два таких случая у нас было. Потом это устранили и люк приподнимался и просто сдвигался в сторону, как на современных танках.
В целом "Эмча" заслужил доверие наших танкистов и прошел с ними до Берлина.