Найти в Дзене

Цикличные пандемии и их влияние на историю

Моры, эпидемии, пандемии – всё это уже неоднократно происходило на земле. Любопытно другое: когда начинают анализировать, изучать историю, то почему-то на них редко обращают внимание.

Например, когда говорят о хорошо всем известном со школьной скамьи нашествии персов на Грецию в 490 и 480 годах до н. э., то считается, что численность войск Ахеменидов (персов) значительно преувеличена. Конечно же, нам, привыкшим считать, что вплоть до I Мировой войны армии редко насчитывали миллионы, кажется нелепым количество воинов в армии, например, персидского царя Ксеркса – а оно, если верить древнегреческим авторам, достигало одного миллиона. Самое простое объяснение – цифры сильно преувеличены. Так же объясняется и вторжение отца Ксеркса, царя Дария I, в земли скифов, ведь древние авторы говорят, что и у того была под рукой миллионная армия.

Однако если взглянуть на эти цифры буквально и на секунду представить, что древние авторы не врали, то сразу же встает вопрос – сколько же проживало в Персидской империи людей, раз цари могли собрать столь большую армию? Ошибкой будет считать, что людей тогда жило совсем уж мало. Например, население Афин и полисов, которые входили в Делосский морской союз, составляло примерно 10-15 миллионов, а ведь это даже не вся Греция, которая считалась более слабой, чем Персидская империя.

Интересно другое: во время Пелопонесских войн в Греции происходит пандемия так называемой Перикловой чумы. Сложно сказать, что это была за болезнь – чума или холера, но влияние на историю она оказала огромное, во всяком случае, население заметно поубавилось.

Впрочем, численность армий по-прежнему оставалась внушительной. Например, к началу Второй пунической войны армия римлян насчитывала примерно 200 000 человек (это больше, чем Наполеон привел на Бородинское поле).

Следующую вспышку чумы мы встречаем в правление византийского императора Юстиниана. Принято считать, что этот император смог на короткое время фактически возродить Римскую империю, подчинив вандалов (Северную Африку), остготов (Италия), вестготов (Испания).

Основной причиной того, почему эта возрожденная империя вскоре развалилась (во всяком случае, Византия не смогла удержать ни Испании, ни северной Италии) считается то, что император Юстиниан истощил население непосильными налогами.

Конечно же, войны – дело недешёвое, но отметим, что именно в правление Юстиниана происходит вспышка чумы, которую впоследствии будут называть Юстиниановой.

Чума 540 года опустошила почти весь цивилизованный мир. В Константинополе в 544 году в день умирало по 5000 человек. Именно чума подорвала экономику Византии и сделала невозможным дальнейшие завоевательные походы. Вот что про нее говорит Евагрий Схоластик: «Способы заимствования болезни были столь разнообразны, что их и не сочтёшь: одни гибли от того только, что обращались и ели вместе с больными; другие — от одного прикосновения к ним; иные — побывав только в доме, а те — на площади; некоторые, убежав из заражённых болезнью городов, сами оставались невредимы, зато приносили с собой болезнь здоровым; а были и такие, которые при всём том, что жили с больными и прикасались не только к заражённым, но и к умершим, оставались совершенно свободными от болезни; иные же, лишившись всех своих детей или домашних, хотя и желали умереть и нарочно обращались с больными, однако не подвергались заразе, так как бы она действовала наперекор их желанию.»

Не стоит считать, что эти пандемии длились всего по несколько лет. Они мучили население десятилетиями, вспыхивая в разных местах и унося множество жизней.

Итак, между Перикловой и Юстиниановой чумой прошло примерно 970 лет.

Следующий раз на Европу и на весь цивилизованный мир чума, больше известная под названием «черная смерть», обрушилась спустя почти 800 лет. В 1346 году эпидемия вспыхнула среди монгольского войска, которое осаждало генуэзцев в Крыму.

Кстати, численность монголов нередко также подвергается сомнениям. Особенно это касается вторжения монголов на Русь зимой 1237 года. Многие исследователи считают, что цифра трехсоттысячного войска монголов сильно завышена, опять же указывая, что подобные армии должны были бы опустошить все в округе (что, кстати, монголы и сделали).

Черная смерть, по разным данным, выкосила от 20 до 70 % населения Европы. Причем, как отмечает Карамзин, чума больше забирала жизни молодых, чем старых. Поскольку никакого лекарства от этой болезни в то время не было, то это может означать только, что старые люди меньше заражались. Видимо, у них хватало ума не контактировать с зараженными, оставив эту почетную обязанность молодым, которые как раз и мёрли как мухи, хотя иммунитет у них, хотя бы в силу возраста, был в любом случае выше.

Любопытно, что фактически до XIX века чума не давала населению мира сильно разрастись. Само собой, крупные города были в «группе риска» из-за большого числа жителей.

Победив чуму, человечество шагнуло вперед. Города быстро выросли, численность населения заметно увеличилась. Однако в мае 1918 года во времена Первой Мировой войны, то есть примерно через 570 лет, Земля вновь столкнулась с эпидемией – в этот раз так называемого испанского гриппа. Этот грипп унес, по разным данным, от 19 до 100 миллионов жизней, превзойдя потери, которые понесло человечество от мировой войны. Опять же, болело им в основном наиболее работоспособное население в возрасте от 20 до 40 лет, хотя в группе риска находились старики и дети.