Найти тему

ОБРАЩЕНИЕ

Оглавление

О необходимости принятия конкретных решений и срочных мер для минимизации трагических последствий в связи с угрозой распространения пандемии (COVID-19)

Ниже представлено обращение, составленное Оргкомитетом "НАШЕ ПРАВО"
Подписать его может любой желающий, прислав данные для подписи в личные сообщения или на электронную почту Антонине Лепёхиной до 5 апреля включительно
https://vk.com/a.pogromskaya (Вконтакте)
— a.lepiohina@gmail.com (электронная почта)
Для подписи необходимы: Фамилия Имя Отчество, адрес (прописка или проживание, полностью), номер и серия паспорта ( 2 буквы, 7 цифр)
Пример: Иванов Петр Сидорович, г. Минск, ул. Нулевая д. 1, кв 2, АА1234567

Администрация Президента Республики Беларусь, ул. К. Маркса, 38, г. Минск, 220016

Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь ул. К. Маркса, 38, г. Минск, 220016

Верховный суд Республики Беларусь ул. Орловская, 76, г. Минск, 220020

Генеральная прокуратура Республики Беларусь ул. Интернациональная, 22, г. Минск, 220030

Министерство внутренних дел Республики Беларусьул. Городской вал, 4, г. Минск, 220030

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь ул. Советская, 11 (Дом Правительства) г. Минск, 220010

ОБРАЩЕНИЕ

О необходимости принятия конкретных решений и срочных мер для всевозможной минимизации трагических последствий в связи с угрозой повсеместного распространения пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19) в местах лишения свободы, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, центрах изоляции правонарушителей.

Уважаемые руководители органов государственной власти и управления, законодательных, судебных надзорных и правоохранительных органов Республики Беларусь!

От имени родственников и членов семей всех людей, осужденных к лишению свободы в Республике Беларусь, содержащихся под стражей и отбывающих административные аресты, обращаемся к Вам!

В связи с возникновением чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. N 300-З «ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ», просим Вас рассмотреть данное обращение по существу предлагаемых нами мер в связи с возникновением прямой угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся в местах лишения свободы и в местах принудительной изоляции. Эти граждане являются нашими детьми, братьями, сестрами, отцами и матерями.

В сложившихся обстоятельствах они становятся самой уязвимой частью общества, в отношении которой не могут быть приняты исчерпывающие меры по охране здоровья и спасению жизни.

Как Вы знаете, 23 марта Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) опубликовало временные рекомендации по мерам предупреждения коронавирусного заболевания (COVID-19) в местах лишения свободы "Готовность и профилактика и контроль COVID-19 в тюрьмах и в других местах содержания под стражей".

Эти рекомендации призваны каким-то образом защитить здоровье и благополучие людей, которые заключены в места лишения свободы и содержания под стражей и арестом.

Люди, находящиеся в местах несвободы более уязвимы перед COVID-19, чем население в целом. Закрытые учреждения могут становиться причиной более активного распространения COVID-19.

ВОЗ также указывает на такие важные принципы, которые необходимо соблюдать в ответе на COVID-19 в местах несвободы, как использование стандартов медицинской помощи без дискриминации по признаку их правового статуса, применению мер, не связанных с тюремным заключением, на всех этапах отправления уголовного правосудия, в том числе на этапах досудебного, судебного разбирательства и вынесения приговора, а также после вынесения приговора, распределения заключенных, которые позволили бы подвергающимся наибольшему риску быть отделенными от других лиц, учитывать растущую потребность в эмоциональной и психологической поддержке, повышении осведомленности о болезни, а также гарантиях поддержания постоянного контакта с семьей и родственниками.

Нам известно, что данные рекомендации уже направлены в МВД и Департамент исполнения наказаний для обеспечения безопасности и прав всех лиц, лишенных свободы.

Мы четко представляем систему нашего ДИН МВД и полностью понимаем, что многие нормы рекомендаций ВОЗ физически невыполнимы в наших условиях.

Мы осознаем, что Вы также напряженно работаете над решением вопросов по возможному спасению населения от возникшей пандемии, не вынося эти проблемы для общественного освещения.

Мы полностью согласны с предложением ВОЗ о том, что самой эффективной мерой для борьбы с инфекцией было бы значительное сокращение числа заключенных.

В ином случае, что бы ни делали тюремные чиновники, конфигурация помещений и общая организация тюрем не позволят соблюсти требования, связанные, например, с безопасным расстоянием между людьми.

Распространение инфекции в тюрьмах скажется не только на заключенных и сотрудниках, но и на всем населении.

В иной ситуации мы спокойно бы восприняли ответ, что завтра меры приняты не будут, это долгий процесс.

В то же время сценарий, связанный с освобождением части заключенных, не является нереалистичным, с учетом подготовки очередной амнистии к юбилею Победы и, возможно, Указа главы государства о возможности помилования части осужденных, а так же благодаря условно-досрочному освобождению и замене режима более мягким.

Большая часть впервые попавших в места лишения свободы заключенных и осужденных белорусов, которым вменено в вину совершение ненасильственных противоправных деяний, в силу сложившегося в нашей стране менталитета, давно осознали свои ошибки, и не могут представлять опасности для общества.

Эта категория, получив освобождение, окажется, по нашему мнению, одной из самой стойкой в трудное для страны время, осознав цену своих проступков.

Вы способны и должны окончательно осознать, что кроме Вас сегодня этого никто решить не сможет, у Вас есть широкий спектр инструментов для сокращения числа заключенных от распоряжений до принятия исключительных мер по спасению здоровья и жизней наших родных (амнистия, помилование, широкое применение УДО И ЗРБМ). В сложившейся ситуации мы должны быть на одной стороне баррикад.

Мы еще надеемся на минимальное развитие ситуации по надвигающейся пандемии, однако примеры всех стран без исключения ясно показывают, что второго шанса на незамедлительное принятие решительных мер у нас может не быть.

Все эксперты оценивают складывающуюся ситуацию как очень высокую «вероятность попадания вируса COVID-19 в учреждения УИС», а потому рекомендуют «исходить из парадигмы неизбежности попадания COVID-19». В случае распространения инфекции в учреждениях УИС они могут стать вторичным очагом эпидемии для всего общества, как это происходит с туберкулёзом.

Мы ответственно заявляем, что предлагаемые нами меры - это никоим образом не шантаж органов власти и государственного управления сложившейся в мире ситуацией с пандемией коронавирусного заболевания. Это те минимально возможные меры по спасению части людей, в отношении действий, которых сложилась неоднозначная правоприменительная практика, и которые должны и могут оказаться очень востребованными своим народом и государством в тяжелое время.

На основании изложенного в обращении, мы предлагаем Вам незамедлительно принять решения по проведению неотложных действий в части:

  • Срочного и своевременного принятия решений администрациями исправительных учреждений по условно-досрочному освобождению осужденных или замене ими неотбытой части наказания более мягким наказанием при наступлении таких сроков, без каких-либо ограничений и препятствий, включая осужденных за совершение коррупционных преступлений;

- внесения в суды ходатайств от администраций исправительных учреждений, при замене неотбытой части наказания более мягким наказанием о направлении таких лиц по месту жительства при наличии гарантийных писем учреждений и организаций об их трудоустройстве.

2. Содействия включению в законопроект об амнистии, приуроченной к 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне лиц, которым вменялось в вину совершение ненасильственных противоправных действий в соответствии со ст. 328 ч.4 (в отношении лиц, не являющихся организаторами), а также ст.328.1 (в отношении лиц, у которых обнаружено незначительное количество таких средств или веществ либо их следовые остатки, с целью личного потребления либо лекарственные средства, содержащие такие вещества для личного потребления).

3. Содействия включению в законопроект об амнистии, приуроченной к 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, людей, осужденных по экономическим (коррупционным) статьям УК РБ.

4. Содействия незамедлительного проведения работы по помилованию лиц, впервые совершивших ненасильственные противоправные деяния под поручительства родителей, учреждений, организаций, общественных и иных организаций, без учета отбытого срока наказания и заведомого воспрепятствования со стороны администраций исправительных учреждений.

5. Поворота к широкому применению в судебной практике к впервые осуждаемым лицам за совершение ненасильственных противоправных деяний

- наказаний, не связанных с лишением свободы;

- наказаний на основании ст.ст. 70, 77 УК РБ.

6. Внесения в практику применения мер пресечения к подозреваемым и обвиняемым лицам, впервые совершившим ненасильственные противоправные деяния исключения и водворения таких лиц в изоляторы временного содержания, и следственные изоляторы, при отсутствии неопровержимых фактически доказанных данных о намерении скрыться от следствия и суда.

7. Содействия в применении использование домашнего ареста с использованием специальных технических средств для установления местонахождения таких лиц.

Мы выражаем надежду и полагаемся на Вашу мудрость, оперативность и рациональность с учетом угрозы повсеместного распространения пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19).

Для нас всех важен каждый прожитый день.

Оргкомитет «Наше право»,

родственники осужденных и неравнодушные граждане.