Найти тему
muntaqa.info

Разрешен ли таклид? Имам ат-Туфи

Трехтомник "Шарх Мухтасар ар-Рауда" посвященный науке усуль аль-фикх. Важная книга для изучающих эту науку. Автор: Наджмуддин ат-Туфи аль-Ханбали (ум. 716 г.х.).
Трехтомник "Шарх Мухтасар ар-Рауда" посвященный науке усуль аль-фикх. Важная книга для изучающих эту науку. Автор: Наджмуддин ат-Туфи аль-Ханбали (ум. 716 г.х.).

Таклид - это следование за мнением ученого, не претендуя на собственное решение по этому же вопросу. Тот, кто делает таклид за ученым, может знать, на какие доводы опирался ученый, а может не знать. В обоих случаях он останется в положении таклида, пока не заявит о собственном решении, исходя из доводов. Подробнее: 1. Ошибка в понимании термина "мукаллид". 2. Ошибка в представлениях об иттиба (следовании доводу).

Величайшие ученые прошлого знали доводы по множеству вопросов, и все равно считали себя мукаллидами в этих вопросах. Потому что следовали за решением имама, а не выносили собственные решения. Пример с имамом аш-Шатыби: https://muntaqa.info/shatybi

А в наше время распространился призыв тех, кто следуя за захиритами и группой мутазилитов, стал запрещать таклид и называть свою пропаганду призывом к саляфитскому манхаджу. Тогда как это противоречит тому, на чем всегда была исламская община и ее ученые.

______________

Слова самого имама ат-Туфи:

«Вопрос шестой: дозволено простолюдину совершать таклид по отношению к муджтахиду, но подобное не дозволено для муджтахида, который уже совершил иджтихад и сделал предположение относительно шариатского хукма, по единогласному мнению в обоих», то есть в обоих упомянутых вариантах.

То есть, простолюдину дозволяется совершать таклид за муджтахидом, по единогласному мнению; а муджтахиду, если он совершил иджтихад и склонился во мнении, что хукм является таким-то, не дозволяется совершать таклид за другим, тоже по единогласному мнению, то есть, в этом нет разногласий».

‘Алляма Наджмуддин ат-Туфи аль-Ханбали (ум. 716 г.х.), «Шарх мухтасар ар-Рауда», 3/629.

Арабский текст:

المسألة «السادسة: يجوز للعامي تقليد المجتهد ولا يجوز ذلك لمجتهد اجتهد، وظن الحكم، اتفاقا فيهما» ، أي: في الصورتين المذكورتين. أي: أن العامي يجوز له تقليد المجتهد بالاتفاق، وأن المجتهد إذا اجتهد وغلب على ظنه أن الحكم كذا لا يجوز تقليد غيره بالاتفاق أيضا، أي: لا خلاف في ذلك.

Примечание (от Дж.): сколько ещё раз должен ‘алляма ат-Туфи упомянуть в таком коротком отрывке фразу «единогласное мнение», а затем ещё и добавить, что «единогласное мнение» означает «в этом нет разногласий», чтоб людям нашего времени стало понятно, что здесь «единогласное мнение», и «в этом нет разногласий»?!

Пер.: Джамбулат аш-Шаркаси (аль-Джаркаси).

Ред.: Мунтака.инфо

Источник