Найти в Дзене

Альберто Сантос-Дюмон. Человек, создавший самолет.

Изобретение самолета – одно из важнейших изобретений в истории человечества. Кто создал первый самолет? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен. В США создателями самолета назовут Густава Уайтхеда или братьев Райт, в России вспомнят Александра Федоровича Можайского, во Франции же могут назвать Клемана Адера или Альберто Сантос-Дюмона. Кем был Альберто Сантос-Дюмон, какое место он занимает в ряду пионеров авиации? Почему его можно назвать создателем первого самолета?
Альберто Сантос-Дюмон – человек, которого в Европе и Южной Америке официально считают создателем Первого в Мире Самолета! У Сантос-Дюмона был целый ряд выдающихся достижений, внесших значительный вклад в развитие человечества, вместе с тем, в России о нем знают явно недостаточно, а жизнь его заслуживает того, чтобы о ней узнать! Альберто Сантос-Дюмон родился в Бразилии 20 июня 1873 года. Его отец, предки которого имели французское происхождение, был владельцем крупнейших в мире кофейных плантаций (!), за что получил про
Оглавление

Изобретение самолета – одно из важнейших изобретений в истории человечества.

Кто создал первый самолет? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен.

В США создателями самолета назовут Густава Уайтхеда или братьев Райт, в России вспомнят Александра Федоровича Можайского, во Франции же могут назвать Клемана Адера или Альберто Сантос-Дюмона.

Кем был Альберто Сантос-Дюмон, какое место он занимает в ряду пионеров авиации? Почему его можно назвать создателем первого самолета?

Альберто Сантос-Дюмон.
Альберто Сантос-Дюмон.

Альберто Сантос-Дюмон – человек, которого в Европе и Южной Америке официально считают создателем Первого в Мире Самолета!

У Сантос-Дюмона был целый ряд выдающихся достижений, внесших значительный вклад в развитие человечества, вместе с тем, в России о нем знают явно недостаточно, а жизнь его заслуживает того, чтобы о ней узнать!

Альберто Сантос-Дюмон родился в Бразилии 20 июня 1873 года. Его отец, предки которого имели французское происхождение, был владельцем крупнейших в мире кофейных плантаций (!), за что получил прозвище «кофейный король Бразилии». В то же время, он был инженером и активно внедрял на своих плантациях различные технические устройства для облегчения ручного труда работников.

От своего Отца Альберто унаследовал любовь к технике и инженерным инновациям, с 7 лет он уже умел управлять паровым трактором, а с 12 водил поезда.

При этом мысль Сантос-Дюмона всегда устремлялась за пределы технических рамок его времени, к 10 годам он перечитал все доступные ему книги Жюля Верна!

С ранних лет Сантос-Дюмон увлекся идеей полета, как он писал позже, мечта о полете пришла к нему в то время, когда он смотрел на прекрасное небо Бразилии долгими солнечными днями на плантации…

В 1891 году Сантос-Дюмон переселился во Францию, где в течение четырех лет изучал с частными преподавателями химию, физику, особенно - электричество и механику. Живя в Париже, он не отставал от технических новшеств своего времени – сразу после переезда он купил себе автомобиль, а позже сменил его на мотоцикл.

В 1897 году Сантос-Дюмон приобрел копию отчета о героической попытке Соломона Андре долететь до Северного Полюса на воздушном шаре - это была героическая экспедиция, закончившаяся трагической гибелью участников. Данная книга стала настоящим «откровением» для Сантос-Дюмона! Прочитав книгу, он начал изучать пилотирование и конструкции воздушных шаров, совершал тренировочные полеты с опытными аэронавтами.

Уже в 1898 году Сантос-Дюмон совершил полет на воздушном шаре собственной конструкции, который получил название - «Бразилия».

Воздушный шар Сантос-Дюмона "Бразилия". 1898 год.
Воздушный шар Сантос-Дюмона "Бразилия". 1898 год.

После многочисленных полетов на воздушных шарах Сантос-Дюмон приступил к проектированию управляемых воздушных аппаратов – Дирижаблей.

Первый Дирижабль Сантос-Дюмона.
Первый Дирижабль Сантос-Дюмона.

Два первых дирижабля Сантос-Дюмона потерпели крушение, но с третьей попытки ему удалось создать способный к полету дирижабль собственной конструкции.

Дирижабль Сантос-Дюмона №3.
Дирижабль Сантос-Дюмона №3.

Всего с 1898 по 1905 годы Сантос-Дюмон спроектировал, построил, и испытал в полете 11 дирижаблей!

Первый управляемый аэростат - Дирижабль был построен в 1852 году Анри Жиффаром, он был способен совершать самостоятельный полет в нужном направлении, мог совершать повороты с помощью руля-паруса, но, в целом, его система управления была далека от совершенства.
В 1884 году Шарль Ренар создал Дирижабль «Франция», который обладал более совершенным двигателем и силовой установкой, однако, приблизительно, лишь в 70% испытательных полетов Дирижабль был способен вернуться в точку своего запуска.


Для поощрения авиационных разработок, во Франции был учрежден Приз Дойча де ла Мерта – 100 тысяч франков тому, кто сумеет долететь из парка Сен-Клу до Эйфелевой башни, обогнуть ее и вернуться обратно менее чем за 30 минут.

Сантос-Дюмон предпринял попытку взять Приз на своем дирижабле «Номер 5». Дирижабль взорвался над Парижем (!), но Сантос-Дюмону удалось без травм перебраться из падающего дирижабля на крышу одного из Парижских отелей! Катастрофа не заставила Сантос-Дюмона сдаться.

В 1901 году Сантос-Дюмон взял Приз Дойча де ла Мерта на дирижабле «Номер 6»!

Дирижабль Сантос-Дюмон № 6, пролетающий вокруг Эйфелевой башни. 1901 год.
Дирижабль Сантос-Дюмон № 6, пролетающий вокруг Эйфелевой башни. 1901 год.
Любопытно, как Сантос-Дюмон распорядился полученной им суммой: половину суммы он пожертвовал беднякам Парижа, а половину выплатил работникам своей мастерской в качестве премии!

Именно Сантос-Дюмон доказал практическую возможность регулярных контролируемых управляемых полетов на дирижаблях.

Сантос-Дюмон называл себя «воздушным спортсменом», он совершал полеты над парижскими улицами, приземлялся, чтобы пообедать в ресторанах…

Полет Сантос-Дюмона вокруг Эйфелевой Башни, выполненный на глазах тысяч парижан, немало способствовал популяризации авиации и, вместе с тем, принес огромную популярность самому Сантос-Дюмону!

Во Франции, в подражание Сантос-Дюмону, стали популярны южноамериканские шляпы – Панамы
Благодаря Сантос-Дюмону получила широкое распространение такая значимая вещь, как наручные часы! Ручные часы были изобретены еще в 1868, но носили их только женщины, как драгоценности, мужчины же предпочитали карманные часы. В 1904 году Сантос-Дюмон пожаловался своему другу Луи Картье на сложность использования карманных часов во время полета. В результате фирма Картье начала выпускать наручные часы современного типа с кожаным ремешком, застегивающимся на запястье. Такие часы были вручены Сантос-Дюмону, и оказались очень для него удобными. Он носил их, не снимая, освобождая руки при управлении летательными аппаратами - это сделало наручные часы популярными в обществе, фактически приведя к смене карманных часов наручными!

Известность Сантос-Дюмона была настолько велика, что когда его попросили приехать в США для авиационных соревнований, президент США Теодор Рузвельт пригласил его в Белый Дом для личной встречи.

В 1903 году Сантос-Дюмон познакомился с 19-тиленей девушкой из состоятельной семьи, которую звали Аида Д’Акоста. Сантос-Дюмон показал Аиде, как управлять его дирижаблем «Номер 9», и Аида совершила на нем полет в предместье Парижа – Аида самостоятельно пилотировала дирижабль, а Сантос-Дюмон ехал рядом на велосипеде, давал ей советы и делал фотографии!

Аида была единственным человеком, которому Сантос-Дюмон доверил пилотирование своего дирижабля!

Аида Д’Акоста стала Первой Женщиной, пилотировавшей летательный аппарат!

Подробнее читайте: Первая Женщина-Пилот - Аида де Акоста.

Сантос-Дюмон, был вынужден прервать общение с Аидой после ее полета, но он сохранил любовь к ней на всю жизнь. На столе у Сантос-Дюмона всегда стояла фотография Аиды с постоянным букетом свежих цветов…

Сантос-Дюмон никогда не женился, и неизвестно, были ли у него дети.

Конструируя и пилотируя дирижабли, Сантос-Дюмон внес значительный вклад в развитие авиации, при этом, он добился признания своих заслуг, славы и уважения, однако, его гениальная мысль не остановилась на дирижаблях!

К 1905 году Сантос-Дюмон разработал собственные проекты самолета и вертолета! Попытки построить вертолет не увенчались успехом, Сантос-Дюмону не удалось добиться устойчивого полета, однако самолет Сантос-Дюмона был построен. К октябрю 1906 года работы по испытанию самолета были завершены.

23 октября 1906 года Сантос-Дюмон произвел серию демонстрационных полетов на своем самолете «14-bis. Oiseau de proie» («Хищная Птица»).

Полет Сантос-Дюмона на «14-bis».
Полет Сантос-Дюмона на «14-bis».

Название самолета довольно иронично. «14-bis» представлял собой коробчатый биплан с толкающим винтом, выполненный по схеме «Утка» - когда горизонтальное оперение (стабилизатор) расположено впереди основного крыла. Собственно, название аэродинамической схемы «Утка», появилось из-за того, что самолет Сантос-Дюмона внешне напоминал гигантскую утку.

Любопытно, что обозначение «bis» («второй») в названии самолета, появилась от того, что Самолет был построен в паре со специальным дирижаблем «Номер 14», который буксировал самолет во время испытательных полетов!

Пилотируя «14-bis», Сантос-Дюмон сумел продемонстрировать многочисленной публике устойчивый управляемый полет на аппарате тяжелее воздуха с мотором, который мог самостоятельно взлетать и благополучно приземляться!

Сантос-Дюмон у штурвала «14-bis».
Сантос-Дюмон у штурвала «14-bis».

Полет Сантос-Дюмона был зафиксирован многочисленными свидетелями, в том числе, официальными представителями Парижского Аэроклуба, запечатлен на фотографиях, и кинопленке, получил широчайшее освещение в прессе!

Фактически, Сантос-Дюмон совершил первый в истории официально признанный и достоверно зафиксированный полет на самолете!

Для сравнения, Самолеты Братьев Райт в то время еще не были способны к самостоятельному взлету - они взлетали, разгоняясь по рельсам при помощи катапульты, либо с использованием сильного встречного ветра, а приземлялись, зачастую, аварийно.

Альберто Сантос-Дюмон, стал первым человеком в Европе, и Вторым человеком в Мире, совершившим устойчивый, управляемый полет на самолете, способном к самостоятельному взлету и безаварийной посадке...

Первым был Густав Уайтхед, совершивший свой демонстрационный полет 14 августа 1901 года…

Однако, несмотря на то, что Уайтхед демонстрировал свои полеты публике и привлекал внимание прессы, ему, скромному механику из Коннектикута, было значительно сложнее получить официальное признание своих заслуг, чем всемирно известному, прославленному авиатору – Сантос-Дюмону. Соответственно, заслуга в изобретении Первого Практически Применимого Самолета была официально приписана гениальному Бразильцу, который, скорее всего, и не знал ничего об испытаниях Уайтхеда…

Таким образом, «14-bis» Сантос-Дюмона стал первым официально признанным самолетом в истории человечества!

После установления ряда рекордов на «14-bis» Сантос-Дюмон начал разработки самолетов альтернативных конструктивных схем. Всего им было создано 7 самолетов, наиболее успешными из которых были самолеты серии «Demoiselle» («Демуазель» - «Барышня, Девушка») 1907-1909 годов, представлявшие собой типичные монопланы с тянущим винтом.

«Демуазель» Сантос-Дюмона.
«Демуазель» Сантос-Дюмона.

С 1908 года было начато серийное производство самолетов «Демуазель», что дает основание считать Сантос-Дюмона создателем Первого Серийного Самолета!

Сантос-Дюмон на самолете «Демуазель».
Сантос-Дюмон на самолете «Демуазель».

Следует отметить, что в то время как, например, Братья Райт старались засекретить свои исследования от потенциальных конкурентов, максимально закрепить за собой юридически все разработки, Сантос-Дюмон старался максимально популяризировать свои авиационные исследования – публиковал чертежи своих самолетов в популярных изданиях для свободного доступа, чем весьма способствовал прогрессу авиастроения!

Будучи гениальным конструктором, Сантос-Дюмон всегда сам пилотировал свои летательные аппараты. В 1910 году во время полета на «Демуазель» у самолета оторвало крыло, и, пилотировавший его Сантос-Дюмон, упал с высоты 25 метров… Он выжил, но после этой катастрофы у него начал развиваться рассеянный склероз, вызывавший ухудшение зрения… Сантос-Дюмон не мог более пилотировать самолет и начал впадать в депрессию…

В 1911 году Сантос-Дюмон купил небольшой дом на атлантическом побережье Франции и занялся астрономическими исследованиями… Когда началась Великая, Первая Мировая Война, в 1914-м, местные жители, не знавшие о Парижских подвигах Сантос-Дюмона, приняли странного бразильца с телескопом и непонятным акцентом за Вражеского Шпиона! Французская Контрразведка арестовала Сантос-Дюмона, в его дом ворвались, произвели обыск… Разумеется, Сантос-Дюмона отпустили, но происшествие произвело на него столь сильное впечатление, что он сжег все свои записи и техническую документацию к своим изобретениям...

Альберто Сантос-Дюмон
Альберто Сантос-Дюмон

В 1915 году Сантос-Дюмон вернулся из Франции в родную Бразилию.

Депрессия Сантос-Дюмона усиливалась… Тяжелое впечатление на него производило использование авиации в военных целях… В отличие от Можайского, Адера, или Братьев Райт, которые мыслили свои изобретения, в первую очередь, как военные, Сантос-Дюмон наивно полагал, что полет объединит мир, и покончит с войнами! Он публиковал антивоенные воззвания, учреждал премии, но был не в силах остановить развитие военной авиации…

В своем открытом письме в Лигу Наций Сантос-Дюмон заявил: «Я никогда не думал, что мое творение может позволить братьям убивать братьев»…

23 июля 1932 года, Сантос-Дюмон, стал свидетелем полета эскадрильи бомбардировщиков, задействованных в Гражданской Войне в Бразилии… В этот день - на третий день, после своего 59-летия, Сантос-Дюмон повесился…

Так, трагически оборвалась славная жизнь Великого Конструктора и Пилота, Гениального Изобретателя, и Мечтателя, внесшего колоссальный вклад в Прогресс Человечества!

Альберто Сантос-Дюмон:

  • Создал первый практически применимый дирижабль,
  • Совершил первый в Европе полноценный полет на самолете,
  • Сконструировал первый серийно выпускаемый самолет!

Вечная Ему Память!

О других пионерах авиации читайте:

Об Александре Федоровиче Можайском, человеке, создавшем самолет и совершившем первый полет в истории человечества.

О Густаве Уайтхеде, человеке, создавшем самолет и совершившем первый устойчивый, управляемый полет в 1901 году.

О Клемане Адере, человеке, создавшем очень своеобразный самолет, взяв за образец летучую мышь, и совершившем первый взлет без вспомогательных средств в 1890 году.

О Сантос-Дюмоне, человеке, создавшем самолет и совершившем первый официально признанный полет в 1906 году, человеке, создавшем первый серийно выпускаемый самолет.

О первой женщине-пилоте, Аиде де Акоста, совершившей полет в 1903 году.

О Георгии Ботезате – человеке, создавшем в 1922 году Первый Вертолет, способный к устойчивому, пилотируемому, управляемому полету!

После публикации об эпидемии в России, на канал наложены ограничения в распространении информации.

Уважаемые читатели, чтобы получать новые статьи – Подписывайтесь на Канал.