В августе 1552 г. по повелению царя Ивана Грозного на Суре в устье Алатыря для охраны юго-восточных границ Российского государства была заложена крепость Алатырь (Олатор). В 1565 г. был создан обширнейший Алатырский уезд, территория которого охватывала значительную часть Сурско-Алатырского бассейна: на севере его владения граничили с Курмышским уездом, на северо-западе - с Арзамасским, на западе - с Темниковским, на востоке в состав уезда входило Засурье, почти до границ Свияжского уезда. На юге четких границ Алатырского уезда не было, однако в его состав входили земли и населенные пункты лесостепной зоны, вплоть до Дикого поля.
В Алатырском уезде в первой четверти XVII в. насчитывалось 108 тягловых (земледельческих) мордовских (эрзянских) поселений. В конце XVI - первой половине XVII в. Алатырский уезд стал самой густонаселенной частью территории проживания мордвы-эрзи. Это, прежде всего, объясняется теми историческими событиями, которые произошли в судьбах многих народов Поволжья в XVI-XVII вв. С распадом Золотой Орды, а затем падением ее осколков - Казанского, Астраханского и Симбирского ханств - разорительные набеги степных кочевников на эту территорию стали происходить реже и носить менее опустошительный характер.
За указанный период произошли крупные изменения в укладе хозяйственной деятельности мордвы: земледелие вновь превратилось в главное занятие мордовского населения. Оно стало переселяться из труднодоступных для неприятеля лесных поселений на берега больших и малых рек, на большие лесные поляны, где были в достатке плодородные черноземные и пойменные земли, а также сенокосные угодья для разведения домашнего скота и богатейшие лесные угодья-ухожаи для промысловых занятий, бортничества и охоты. Мордва селилась и на лесных полянах, которые имели свои названия и затем находили отражение в названиях селений: Коряйкужо (современное село Алтышево Алатырского района Чувашии; название произошло от мордовского мужского дохристианского имени Коряй и кужо - «поляна»), Атрацькужо (современное село Атрать Алатырского района Чувашии), Палкужо (выжженная от леса поляна; на месте этой поляны ранее была мордовская деревня Палгуши, позднее там поселились русские, крепостные помещиков Одоевских и Ланских). Село Палгуши сохраняло свое название почти до начала XX в., но так как рядом образовывались селения с подобными названиями (Поляны), оно было переименовано в Большие Поляны (ныне Ардатовский район Республики Мордовия).
Внутри деревни родственные семьи владели «вотчинами» в бортных угодьях. «Вотчины» как части общих бортных ухожаев переходили по наследству и были закреплены за владельцем в писцовых книгах на праве владения «из старины», т. е. по обычаю, либо приобретения. Коллективными родовыми наследственными ухожаями многие владели, как указывается в писцовых документах XVII в., еще «до казанского похода (до 1552 г. ), по старым межам и урочищам, как было исстари». И по указу Великого государя бортные ухожаи были за семьями закреплены для владения по-прежнему». Ни у кого ничего не было изъято после прихода русских. Но за эти земли население должно было платить оброк.
Осенью и в начале зимы в лесных ухожаях начинался сезон охоты на крупных животных: медведя, лося, оленя, диких коз, хищных и пушных зверей, на водоплавающую и лесную дичь. Всеми этими и другими лесными промыслами занимались бортники, которые имели небольшие лесные избушки -зимницы. Бортники были не только пчеловодами, но и опытными, сильными и мужественными охотниками, которые не боялись вступить в единоборство с коварным лесным хищником - медведем, имея лишь рогатину и охотничий нож. Бортники-охотники с детства учились метко стрелять из лука. Они хорошо ориентировались в лесных дебрях, умели ходить бесшумно, не пугая лесную добычу, и к тому же были мужественными воинами, не имевшими себе равных в боях в лесистой местности. Недаром мордву-бортников часто использовали русские цари в военных действиях против неприятеля.
Шведский путешественник Петр Петрей, побывавший в России в начале XVII в., отметил приверженность мордвы к луку со стрелами, причем не только у мужчин, но и у женщин и детей. Он пишет: «В лесах у них водятся разные звери, птицы и в изобилии пчелы. Женщины так искусны и ловки, что стреляют из луков, как мужчины. Они приучают к стрельбе и своих детей сызмала и не прежде дают им обедать, пока они не попадут в поставленную для стрельбы цель или мету. Когда идут на неприятеля, вооружаются все, и мужчины и женщины, которые всегда встречают врага с такою же храбростью и отвагой, как и мужчины, стреляют назад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство» [11, с. 177].
Алатырские промысловики-бортники в начале XVII в. выполняли сторожевую и дозорную службу. Так, Видяшко Атемасов из деревни Тарасова, Вешако Начаров из деревни Ардатово, Туманко Сыресев из деревни Кечюшевы, Костка Куздуганов из деревни Пичевели, Четайко Поросев из деревни Аржадеевой, Лопай Иневитов из деревни Поводимовы, Синдяк Тоштесев из деревни Тулуповы не только бортничал в лесных ухожаях, но и были воротниками , служили на воротах Алатырской засечной черты. (Привел много имен специально – сейчас таких и не найдешь – все обрусели)
В Алатырском уезде в конце XVI - первой трети XVII в. проживал мордовский князь Баюш Розгильдеев, имевший этот титул по наследству: «А родство де его были исстари деда и прадеды в княжестве». В ответственный для судьбы России момент, в 1612 г., князь Баюш Розгильдеев, наскоро собрав «алатырских мурз и мордву и всяких служивых людей», разгромил набег ногайцев на арзамасские и алатырские места , тем самым не только защитил тылы народного ополчения, но и способствовал освобождению Москвы от самозванцев и интервентов, в целом сохранению российской государственности. Его подвиг был высоко оценен: в 1613 г. за верную службу мордовский князь Баюш Розгильдеев был удостоен титула российского князя, пожалован гербом и поместьями в Алатырском уезде: в мордовских деревнях Княжая и Рындино, а также на реке Мене русским починком .
Из других источников известно о проживании в начале XVII в. и других мордовских княжеских семей.
Таким образом, деревня Алатырского уезда в первой четверти XVII в. по социальному составу населения имела неоднородную структуру, правовой статус жителей варьировался от тяглового до привилегированного положения: в поселениях края проживали земледельцы, бортники-промысловики, бобыли, служилое население, мурзы и князья. Вот такие дела.
Этническая обстановка в крае существенно изменилась после поражения крестьянского восстания под предводительством Степана Разина в 1670–1671 гг. Подавление восстания сопровождалось репрессивными мерами и увеличением податной тяжести, что привело к стихийной массовой миграции мордвы из Алатырского уезда. Кроме того, многие мордовские мурзы вместе с русскими казаками-станичниками и татарским служилым населением Алатырского уезда были организованно переведены на охрану южных и восточных границ Российского государства. К концу XVII в. стихийный процесс переселения значительно вырос: переселялись целыми деревнями, семьями, в одиночку. В связи с «вольной» миграцией мордвы и заселением помещиками в своих вотчинах русских крепостных крестьян многие эрзянские поселения Алатырского уезда стали русскими населенными пунктами. Уже в начале XVIII в. в Алатырском уезде мордва-эрзя проживала только в 85 деревнях (80,95 % к 1671 г.), а большинство населения уезда стали составлять русские (311 селений, 64,94 % сельского населения уезда). Из них больше половины крестьян принадлежали помещикам. С этого периода в этнической структуре уезда стало преобладать русское население.
Источник: О. И. Марискин. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: mariskinoi@mail.ru
«Мордва-эрзя Алатырского уезда в конце XVII – начале XVIII в».