В последнее время было много шума и у нас, и за рубежом о секретном протоколе к договору о не нападении между СССР и Германией. В советские времена о секретном протоколе вообще умалчивалось, в постсоветские тоже не очень внятно об этом говорят. Немного развеять туман помогают мемуары переводчика И.В.Сталина Павлова В.Н. («Автобиографические заметки»)
Привожу выдержки из этих мемуаров:
«В первой половине августа 1939 г. немцы стали проявлять особое нетерпение в переговорах с Молотовым. Было видно, что их тревожила возможность соглашения между СССР, Англией и Францией. Дело дошло до того, что они предложили, чтобы Риббентроп прибыл в Москву 23 августа для подписания советско-германского договора о ненападении. В тот же день Риббентропа принял Сталин. Встреча состоялась в кабинете Молотова в Кремле. Переговоры начались с заявления Риббентропа о том, что Гитлер уполномочил его подписать договор о ненападении сроком на 100 лет. На это Сталин заметил, что над русскими и немцами, если они заключат договор на 100 лет, будет смеяться как над несерьезными людьми, и предложил 10- летний срок. Риббентроп принял предложение Сталина о сроке. Далее Сталин заметил, что прежде надо договориться по некоторым вопросам, и изложил советские предложения о разграничении сфер интересов СССР и Германии в Восточной Европе, проиллюстрировав их на географической карте. Сталин отнес к сфере советских интересов Финляндию, прибалтийские республики, Западную Украину и Западную Белоруссию и Молдавию. Соответствующую договоренность он предложил оформить путем подписания секретного протокола, как приложения к договору о ненападении. По реакции Риббентропа можно было заключить, что советские предложения явились для него полной неожиданностью. Он сказал, что у него нет полномочий на подписание подобного протокола. Сталин тотчас же отпарировал это заявление Риббентропа репликой: "Мы ждать не можем". Риббентроп попросил разрешения переговорить по телефону с Гитлером. Его просьба была удовлетворена. Он вышел в приемную, где его соединили с Берлином. Вернувшись в кабинет, Риббентроп сообщил, что Гитлер согласен с подписанием секретного протокола. Тут же были подготовлены немецкие оригиналы договора и протокола и сверены мною с русскими текстами их.
Переводчиком в переговорах Сталина с Риббентропом был Хильгер. Сталин поручил мне только следить за точностью перевода на немецкий язык того, что он будет говорить. Кроме того, я должен был сверить русский и немецкий тексты договора и протокола с русским текстом этих документов, что было мною сделано. Договор и секретный протокол были подписаны Молотовым и Риббентропом в тот же день. По окончании переговоров о договоре Риббентроп от имени Гитлера попросил Сталина о направлении возможно скорее советского посла в Германию, так как полпред А.Ф. Мерекалов уже длительное время находился в Москве, и о назначении советского военного атташе высокого ранга. Сталин обещал выполнить эту просьбу. Вскоре были назначены А.А. Шкварцев , А.З. Кобулов , комкор М.А. Пуркаев -полпредом, советником, военным атташе и пишущий эти строки 1-м секретарем полпредства СССР в Германии. В честь Риббентропа в Кремле был дан обед, на котором присутствовал Сталин, провозгласивший тост - "За здоровье фюрера". Перед отъездом в Берлин нас принял Сталин . Содержания инструкций, которые давал Сталин, я теперь не помню. Осталось в памяти только одно. Сталин сказал, что к нам в Берлине, возможно, будут обращаться разного рода лица по вопросам деятельности находившейся на нелегальном положении компартии Германии. В таких случаях мы должны неизменно отвечать им, что советское полпредство не вмешивается во внутренние дела Германии. Действительно, в течение 1940 г. имели место такие обращения. Мы на них отвечали, как велел Сталин».
Ну, и какой вывод? Инициаторами секретного протокола являлся СССР. Надо было создать буферную зону на западных границах? Надо было. Да, первыми попадали под раздачу эти территории. Эти несколько недель, где задержались немецкие войска, возможно сказались, что Москва не была взята в 1941. Вот как винить Сталина и советские власти ? Когда речь шла о выживании этноса, страны – интересы окраинных государств отходили на второй план. Да, грубо, да, не демократично. История показала, что все было сделано правильно. Молодец И.В.Сталин. Уважуха!