Когда поднимаешься по парадной лестнице Дворца Епископов в Вюрцбурге, как-будто попадаешь в другое измерение. Над тобой простирается не потолок - небо, так высок и объёмен свод. Он открыт на всю высоту и не имеет никаких опор, кроме опоры на стены. Задаешься вопросом – а что, так можно было строить? Чтобы воздух полной чашей. Чтобы потолок был как продолжение небес – чистый, безграничный, летящий. Кто тот гений, что создал это чудо архитектуры?
Невозможно поверить, но для архитектора Бальтазара Нёймана (род. 1687г.) резиденция в Вюрцбурге - это первый проект. Как епископы доверили новичку новый дворец? По одним сведениям, хотели просто сэкономить: зачем приглашать за дорого именитых иностранцев, когда есть свой военный инженер-архитектор. Ну и что, что он бывший работник литейного цеха и сын коммерсанта. Не проблема, что ему всего 33 года. Не справится - выгоним, наймем нового. По другим данным, его рекомендовала влиятельная королевская семья Шёнборн. Именно у них на военной службе состоял Бальтазар. Сначала как инженер-артиллерист, потом как военный архитектор крепостей.
Он изучал геометрию, фортификацию, архитектуру. Даже изобрел пропорциональный циркуль для вычисления диаметров колонн. В военных и осадных походах знакомился с архитектурой Северной Италии, Богемии, Австрии. Так формировался его архитектурный вкус: богатый, роскошный стиль позднего барокко и рококо. Его архитектурные навыки были замечены и отмечены. В 1720 году его назначают главным архитектором-инженером в Вюрцбурге. И главным архитектором проекта новой резиденции епископов.
Новичок сразу же «схлестнулся» с приглашенным для консультаций именитым архитектором из Вены Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом. Они стали "заклятыми коллегами". О спорах и даже вражде между ними ходили легенды. Одна из них связана с куполом над парадной лестницей. Именно этот купол в последствие расписал итальянец Джованни Баттиста Тьеполо. И это до сих пор самая большая потолочная фреска в мире.
Нёйман спроектировал невиданный до сей поры свободный кирпичный свод без дополнительных опор, размером 32 на 18 метров при 5-метровой высоте. Хильдебрандт был уверен, что это не возможно и расчеты ошибочны. Что купол не выстоит и обвалится уже в процессе строительства. Даже поставил на это свою голову: «если купол выстоит хотя бы неделю, то я вобью в него крюк и повешусь». На что был ироничный ход Бальтазара. В день завершения строительства купола он установил на лестнице пушку и для подтверждения прочности свода дал залп. Потолок выдержал. Пари было выиграно Нёйманом.
Уникальный свод выдержал и более серьезные испытания на прочность. После налетов британской авиации в 1945 году выгорела деревянная крыша над лестницей, но свод остался в целости. И уникальные фрески тоже.
За время строительства резиденции, а это около 30 лет, сменилось 5 епископов. Нёйман сам начал и сам завершил свой лучший проект. На фресках Тьеполо около фигуры Бальтазара Нёймана изображена пушка – как напоминание об артиллерийском прошлом гениального архитектора. Сама же резиденция вюрцбургских князей-епископов признана шедевром и памятником мировой культуры. Ее сравнивают с французским Варсалем и венским Шёнбрунном.
"Фишки" с лестницей и пространством стали фирменным стилем Нёймана. Еще 15 проектов вышли из под руки талантливого архитектора - церкви, дворцы, базилики.
До начала хождения евро, до 2002 года, на купюрах достоинством 50 марок миллионы жителей Германии могли видеть Бальтазара Нёймана. Его портрет на одной стороне и фасад Вюрцбургской резиденции на другой.
Видео путешествия по Дворцу епископов ---> здесь.
Буду благодарна за комментарии и лайки. Подпишитесь на канал и путешествуйте с нами. Наши исторические экскурсии:
о Москве --> 4 факта про московское метро, о которых вы не знали
о Сокольниках --> Почему Сокольники в Москве - место силы для влюбленных
о путешествиях --> Древний Каркассон - не только игра, но и крепость. И при чём здесь шляпы, Дама и писатель