Найти в Дзене
cenzor

Трейсинг: как загубить карьеру художника комиксов

Оглавление

Основа вопроса

Комиксы, несмотря на негативные комментарии уже бывшего министра культуры РФ, тем не менее являются искусством, использующим сразу несколько способов повествования литературный и художественный. И если с первым дела обстоят зачастую спокойно, то со вторым не все так просто.

Каких-то пару недель назад в США вышел юбилейный 750-й номер серии о самом быстром супергерое вселенной DC Флэше. Само собой, комикс с круглой датой не остался обделен обложками: их вышло порядка десяти, каждую из которых известные художники рисовали с оглядкой на разные годы в жизни известного героя.

Вот только одна из обложек комикса про спидстера не просто вызвала бурю обсуждений, но породила целый конфликт в комикс-индустрии.

Художественный скандал

Выше вы можете наблюдать обложку, приуроченную к 90-м за авторством Франческо Маттины (Francesco Mattina) одного из главных художников DC Comics, также работающего над вариантными каверами современной серии "Batman".

А следом обложка Алекса Гарнера (Alex Garner) к комиксу "Annihilation Scourge: Alpha". Чувствуете сходство двух рисунков? Интернет решил, что простым совпадением данное "чувство" быть не может, посему толковые ребята в сфере западной комикс-журналистики наложили одну работу поверх другой ради сравнения. Результат на лицо.

-3

То, что делал Франческо при работе над обложкой юбилейного выпуска "Флэша", в профессиональном сленге художников комиксов именуется как "трейсинг" — процесс рисования поверх уже готового шаблона. Подобный шаг заметно облегчает работу с анатомией, построением ракурса, а также проработку теней, оставляя теорию автору оригинальной работы. Проще говоря, остается только раскрасить.

Само собой, данное действие является плагиатом, сводящим на "нет" компетенцию и репутацию человека, занимающимся таким, а уж тем более — зарабатывающем приличные деньги на этом.

Евгений Францев, художник комиксов "Фронтир" , "Vol1":

"Всегда относился к нему [Маттине] спокойно.
На мой взгляд, обводка это — негативная практика для любого художника (я имею в виду обводку/обмазку чужой, уже готовой работы). Это заставляет задуматься о профессиональных качествах того, кто совершил такой поступок.
Обычно, если у художника «закончились идеи», можно прибегнуть к известным лайфхакам: подсмотреть удачную композицию, сделать оммаж на старую обложку этой серии, в конце-концов, поискать референсы в интернете или сделать их самому. Кроме того, это неэтично по отношению к автору оригинала. И кто, как не коллега-художник, должен это понимать."

Масло в огонь

К сожалению, данная обложка — не единственный пример местами наглой и недобросовестной работы Маттины для крупных издательств: какими-то тремя годами ранее известный корейский художник каверов ДжинХью Ли (JeeHyung Lee) уже отмечал в социальных сетях трейсинг собственного рисунка, который Франческо продал Marvel под оберткой обложки к 150-му номеру "Venom".

-4

Также подобным образом "пострадали" Дэниэл Бэл (Daniel Bel), с рендера которого был перерисован Магнето для обложки четвертого номера "The Astonishing X-Men", и художник Уолтер О'Нил (Walter O'Neal), чей Фрэнк Касл послужил основой кавера Франческо к "Batman Who Laughs".

-6
Виталий Терлецкий, автор "Продуктов 24", "Собакистана", "Романа. Победителя Ласточек" и многих других комиксов:

"Воровство - это плохо.
Ха-ха, наверное, смешно звучит от парня, который делает "У*бищные истории" и "Причудливые авантюры Жожо". Но вот тут-то у нас и есть тонкая грань.

Когда ты делаешь что-то своё, особенно в юмористическом ключе, вдохновившись чужой работой
это пародия. И это нормально. По сути, всё уже было у всех и всё уже было в "Симпсонах". Разные люди вдохновляются разными штуками, Джордж Лукас вдохновлялся "Баком Роджерсом" и "Запретной Планетой". А тут тупо обводка.
Обводка это очень плохо. Даже если бы он просто срисовал позу и что-нибудь своё добавил ну ещё куда ни шло. А таких бездарей же куча и все нормальные деньги получают. Фу.

"Охота на ведьм"

В данный момент художник подвергся локальной "травле" в социальных сетях от западных фанатов комиксов, а также начинающих художников. К всеобщему потоку "хейта" присоединились и известные деятели комикс-индустрии вроде Эвана "Дока" Шаннера (Evan "Doc" Shaner), токсично обсмеявшего неправильное лого Флэша на обложке юбилейного номера.

На деле, подобной "перерисовкой" занимается не только Франческо уже как несколько лет в сети бурно обсуждают работы Грэга Лэнда (Greg Land) (постоянного художника основных серий Marvel), в которых женские персонажи зачастую являются обводкой героинь журналов для взрослых, если и вовсе не порно. Как реагировать на подобное копирование многие до сих пор не понимают считается ли артворк плагиатом, если работа и правда слишком походит на изначальный "референс"?

-7
Павел Михальцов, известный интернет-художник:

"Ну, похоже он [Маттина] делает это круто [имеются в виду работы художника].

Лэнд, помнится, тоже
то ли срисовывал, то ли обводил. Он сначала всем безумно нравился, а когда это выяснилось, его стали массово говном поливать, но от этого его рисунки хуже ведь не стали.

По мне так, если результат крутой, то
не важно каким образом он получен. Даже если он [художник] и мухлюет, все равно работа проделана большая и сложная. Вообще это сложная тема: что считается мухлежем, а что — честным рисованием."

Аналогично волна "хейта" задела Симона Кудрански (Szymon Kudranski), чьи работы для больших серий также вызывают много вопросов за счет неестественного лайна и грубой детализации, не говоря уже о задниках в виде обработанных фото городов.

-8
Артем Траханов, художник серии "Protector" для Image, а также автор огромного числа обложек для западных издательств:

"У меня, к сожалению,
нет принципиальной позиции по поводу трейсинга. В СиДжи-сообществе много традиционной токсичности насчёт того, кто и как обводит или срисовывает фотографии, кто у кого что украл и т.п.

Я могу понять задетые чувства задействованных сторон, но на практике это либо неинтересные сектантские разборки, либо вот такой паноптикум. В случае с Маттиной
совершенно очевидно воровство, но психологический профиль человека, сознательно идущего на такое при наличии публичной карьеры сложно составить.

Мне кажется, что это
пустые переживания: Алекс Гарнер не обеднел, а комиксные обложки в любом случае тот еще хламный бардак. У художников есть "бессмертные" вопросы этики, и это один из малопродуктивных. Меритократией арт-мир тоже никогда не был, и Маттина чего-то добился в большей степени благодаря своим кистям в фотошопе, а не позам, украденным у кого-то."

Завершение

Как относятся крупные издательства к подобной работе художника не совсем понятно. Так или иначе, Франческо Маттина остается основным художником вариантных обложек серий DC Comics, которого, кажется, мало заботит реакция на его способы рисования в интернете. Также, как и "задетых" художников, чья карьера после подобных скандалов не особо и менялась в первую очередь важны продуктивность и качество.

Искренне надеюсь, что молвой дело в сети не ограничиться, ибо, как мне кажется, данная ситуация требует более широкой огласки и разбора, дабы в будущем предупредить не самые приятные разборки между талантами индустрии. К нашему сожалению, рамки плагиата в подобной работе все еще крайне размыты, посему даже подобные случаи тяжело назвать чем-то откровенно плохим и неэтичным.

В свою очередь напоминаю, что не стоит злоупотреблять "вдохновлением" и иметь свое собственное лицо, не поддаваясь искушению упрощения не самой простой и порой монотонной деятельности. Оммажи и референсы, конечно, вещи бесспорно крутые и удобные, но разве за подобное помнят классических комиксистов вроде Стива Дитко и Джека Керби? Не думаю.

Дабы не пропустить новые тексты советую подписаться на мою группу в ВК, в которой, помимо статей, вы можете познакомиться с индустрией комиксов поближе.