Найти тему
antilapka

Фильмы 90-х, часть 4. Плащ Казановы

Оглавление

Из-за какой фразы этот фильм запретили к прокату в Италии и что скрывает эта таинственная мантия

"Плащ Казановы", кадр из фильма
"Плащ Казановы", кадр из фильма

Сейчас, когда фотографии с прозрачными водами Венеции облетели весь мир, все восхищаются плавающим в каналах лебедям, и даже дельфины заглянули в гости в этот успокоившийся и очистившийся город, я предлагаю перенестись на 27 лет назад и посмотреть прекрасный фильм "Плащ Казановы" ("Mantello di Casanova").

В канун католического Рождества в Венецию пребывает российская делегация, участницам которой посчастливилось получить путёвки от профсоюза. Здесь и сварливая работница парткома, и весёлая парикмахерша, и мисс Саратов, и водолаз Клава. Компания разношёрстная, но объединённая неприязнью к переводчице, приставленной к делегации. Искусствовед Хлоя всячески избегает общения с остальной компанией, игнорируя просьбы, а потом уже и приказы исполнить свою миссию.

"Вас взяли сюда только из-за языка! Так извольте исполнять свою работу!"

Хлоя одухотворённо-возвышенная, начитанная и образованная, экзальтированная одинокая дама. Гуляя по ночной Венеции она словно пытается впитать в себя этот город, смотрит и не может налюбоваться. Она уже была здесь - нет, не буквально, конечно. Хлоя путешествовала с помощью книг и картин, музыки и искусства - она запойная читательница, привыкшая быть одна и умеющая получать от этого удовольствие.

Актриса Инна Чурикова до съёмок фильма не знала ни слова по-итальянски, но успела выучить язык всего за 3 месяца
Актриса Инна Чурикова до съёмок фильма не знала ни слова по-итальянски, но успела выучить язык всего за 3 месяца

В отеле Хлоя встречает Лоренцо - красивого итальянца, который прямым текстом говорит ей, что его работа "доставлять удовольствие женщинам". Но Хлоя не понимает или не хочет понимать: "А почему только женщинам? Ты что, парикмахер?"

У иностранцев, которые выучили язык методом погружения, т.е. общаясь с носителями языка, есть удивительная особенность - они обращают внимание не сколько на то, что ты говоришь, сколько на то, как ты это произнёс. Склонность анализировать интонацию, высокая эмпатия - они мгновенно улавливают настроение собеседника и легко определяют ложь. Но Лоренцо не лгал Хлое, он был честен, а она просто не хотела отпускать от себя выдуманную сказку, вцепившись как ребёнок в любимую игрушку. Хлоя училась и жила по книгам - прячась от серости быта в мир фантазии и любимых книг, она идеализировала Венецию и итальянцев по принципу: "Если у нас всё так плохо, значит где-то обязательно должно быть всё хорошо".

Венеция, акварель. Художник - Краева Д.
Венеция, акварель. Художник - Краева Д.

Хлоя возвращается домой одна и практически налегке, её основной "багаж" состоит из воспоминаний, которые она навсегда оставит в себе: некоторые из них Хлоя будет смаковать до конца жизни, а что-то, что забыть никогда не получится, она постарается просто не вспоминать...

"Плащ Казановы", кадр из фильма
"Плащ Казановы", кадр из фильма

Хлоя привезет подарки из Венеции своему единственному другу и "единственному мужчине, который её не раздражает и который ей как брат" - Дафнису. В красивом свертке лежит книга с репродукциями картин Тинторетто, кисточка и маска с венецианского карнавала. "Ты устала?" - спросит её внимательный друг.

Хлоя изменилась, ей нужно время переварить пережитое разочарование, но она оправится, ведь рядом есть близкий человек, который ей неизменно рад и всегда будет её ждать.

... И, не склонный к простуде,
все равно ты вернешься в сей мир на ночлег.
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.
Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди
и голубки - в ковчег.
Иосиф Бродский, отрывок из стихотворения "Фонтан"

Это действительно конец фильма

С приходом дождливой средиземноморской зимы в Венеции регулярно происходят наводнения. К началу съёмок фильма "Плащ Казановы" Венеция буквально уходила под воду - в городе выпало рекордное количество осадков за предшествующие 20 лет.

"Плащ Казановы", кадр из фильма.
"Плащ Казановы", кадр из фильма.

Актёр Лука Барбарески (Luca Barbareschi), исполнитель роли Лоренцо, в интервью рассказал о съемках этого фильма:

Перед началом съемок мне позвонил наш исполнительный продюсер и в ужасе произнёс: "Лука, это конец. Вода затопила всю Венецию. А все русские пьяные". Российская команда, обнаружив в своих гостиничных номерах мини-бары (с водкой, виски и прочим алкоголем), за ночь уничтожила всё, что там было. И вот представьте себе картину: 60 пьяных русских в семь утра, кругом всё затоплено. И я произнёс: "Это действительно конец фильма".
Ночная Венеция, наводнение.
Ночная Венеция, наводнение.
...Гондолу бьет о гнилые сваи.
Звук отрицает себя, слова и слух;
а также державу ту,
где руки тянутся хвойным лесом
перед мелким, но хищным бесом
и слюну леденит во рту.
Скрестим же с левой, вобравшей когти,
правую лапу, согнувши в локте;
жест получим, похожий на молот в серпе,
- и, как чорт Солохе, храбро покажем его эпохе,
принявшей образ дурного сна.
Иосиф Бродский, "Лагуна"

В России фильм "Плащ Казановы" получил множество наград и народную любовь, но на своей второй родине, Италии, это кино запретили к прокату. Оказывается, итальянская цензура не пропустила фильм из-за "коммунистической" шутки: в одной из сцен водолаз Клава, которую исполнила колоритная Екатерина Граббе, произносит слова: "Ленин хуже, чем Мамай". После этой фразы вся комиссия встала и молча вышла из зала.

Итальянцы, чтобы вы знали, гораздо бóльшие коммунисты, чем какие-либо другие коммунисты в мире. Наверное, потому что в Италии коммунизма никогда не было. У них могут быть большие дома, дорогие яхты, икра и шампанское и при этом "левые" взгляды. Большие режиссёры Роберто РосселлиниЛукино ВисконтиВитторио Де Сика имели корочки членов компартии. И сегодня ты можешь снимать полное дерьмо, но, если ты в левом крыле, твоими фильмами будут восхищаться. А если ты не часть этой команды, тебя не замечают. - Лука Барбарески (Luca Barbareschi), отрывок из интервью
Венеция. Акварель. Художник - Василий Когутич.
Венеция. Акварель. Художник - Василий Когутич.

Что скрывает плащ Казановы

Плащи и маски - неизменные атрибуты венецианского карнавала, в котором с удовольствием участвовали все жители и гости города. Простолюдины переодевались в богатых, а знать выдавала себя за бедняков - маска защищала тебя и давала свободу действий. Итогом таких гуляний часто становилась "неравная" любовная интрижка.

Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.
Источник: статья "Венецианский карнавал. История и традиции"

История развивается по спирали, и наши герои попали в её очередной завиток. "Плащом Казановы" для Хлои стал дорогой отель, куда поселили её делегацию, а маской - элегантный, купленный на профсоюзные деньги, дорожный костюм и шляпка с вуалеткой. Её начитанность, манеры, знание языка дополнили образ - и Лоренцо попался.

...Самая популярная венецианская маска – "Баута", маска Казановы – прямоугольная, как правило, белая, реже черная, с удлиненным подбородком и безо рта. К ней добавляется треуголка и, разумеется, плащ. "Баута", само название которой происходит от имени чудовища, которым пугали детей, наводит легкий страх.
Наименее выразительная, выполненная в сдержанных черно-белых тонах, она, как ни одна другая маска, обезличивает человека, ее надевшего, лишает индивидуальности. Специальное устройство нижней части маски, скрывающей рот и выдвинутой вперед, что не мешает есть и пить, не снимая ее, позволяло до неузнаваемости менять и голос, который становился похожим на загробный. Недаром зловещую "Бауту" назвали "призраком смерти", а за маской нередко скрывались преступники и убийцы.
Источник: статья "Карнавал"
Маска "Баута", костюм Казановы. Фото с карнавала в Венеции.
Маска "Баута", костюм Казановы. Фото с карнавала в Венеции.

Смерть в фильме тоже присутствует - жизнь дала Хлое жестокий урок, отрезвив и вернув её в реальность. Если в начале истории мы видим её широко распахнутые, очарованные и бесконечно восторженные глаза, то в финале фильма её взгляд уже осмысленный, направлен не внутрь себя, а на окружающий мир. Мечта умерла, оставив после себя в душе глубокую ожоговую рану, бальзамом же станет Дафнис, с которым они, как мне кажется, ещё больше сблизятся и вместе выдержат все испытания, переживут, пережуют и выплюнут все камни, которые бросит в них судьба-злодейка.

Благодарю за внимание!