БИОГРАФИЯ ДМИТРИЯ НАГИЕВА Дмитрий Нагиев – единственный в своем амплуа актер, шоумен, ведущий передач на радио и телевидении с неподражаемым чувством юмора и особенной манерой поведения. О нем пишут книги, его приглашают в самые интересные проекты телевизионные каналы.
Трудно представить радиоволну «Модерн» без его романтично-томных монологов или детский «Голос» без его вдохновляющих комментариев. В 2018 году награжден премией «Лучшая мужская роль» ессентукского фестиваля «Хрустальный источникЪ» как актер, сыгравший главного героя в драме Сарика Андреасяна «Непрощенный». ДЕТСТВО И СЕМЬЯ Родившегося в Ленинграде весной 1967 года первенца в семье Владимира и Людмилы Нагиевых назвали Дмитрием. Мама преподавала иностранные языки будущим связистам Военной академии, защитила кандидатскую степень.
Папа работал киноинженером на оптико-механическом заводе. Фамилия, которую он носил, досталась ему от отца, а тому дана была в туркменском детском доме, где иранский мальчик по имени Гулам стал Николаем Нагиевым. Фамилия эта означает в переводе с азербайджанского «Спаситель мира». Бабушки и дедушки Димы – личности неординарные. Женой Николая Нагиева была балерина Большого театра Гертруда Цопке, полунемка, полу-латышка. После свадебного марша уехала вслед за мужем в Ашхабад, где родила сына Володю. Владимир с детства мечтал стать артистом, выступал в самодеятельности и участвовал в школьных театральных постановках. Но в столичный театральный вуз поступить не удалось, он не стал возвращаться в Ашхабад, остался в Ленинграде.
Материнская линия также гордится дедом Захаром, первым секретарем Петроградского райкома коммунистической партии, и бабушкой Людмилой, певицей Кировского (ныне Мариинского) театра. Дедушка чуть не погиб в Великую Отечественную войну, получив ранение, но после госпиталя снова отправился на фронт. Видимо, именно от деда досталось внуку ироничное и элегантное чувство юмора, поскольку Дмитрий частенько ссылается на его неподражаемые высказывания.
Дима, по его словам, рос патологически застенчивым, даже робким. Прочитать стихи в Новый год с табуретки было выше его сил, от этого он мог упасть в обморок. Творчество в любых проявлениях казалось мальчику чем-то запредельным. Слушая маму, однажды в молодости увидевшую в городе Кирилла Лаврова, и тетю, которая восторженно описывала Эдуарда Хиля, встретившегося ей на улице, он представлял их жителями другой планеты. Для их круга это были самые яркие истории, раз за разом повторяющиеся в семейных застольях. Когда мальчику исполнилось девять лет, папа решил, что пора воспитывать из него мужчину, и отвел Диму в спортивную секцию дзюдо и самбо. Тренер через несколько месяцев заявил отцу, что из парня ничего не получится, поскольку он болезненный и вечно сопливит. Но затем в жизни Димы появились другие тренеры – Виктор Горлов и Аркадий Ротенберг. Они-то и разглядели в инфантильном тонкокостном кучерявом бутузе потенциал и заставили его по-настоящему бороться. Сам Нагиев так описывает этот период: У меня были бедные родители, и тогда мне казалось, что нет другого выхода, что я могу в этой жизни зафиксироваться только через спорт. Поэтому я закусил удила и с девяти до семнадцати лет вкалывал, через лень, через разбитые мениски, безусловно, ломая себя. Выигрывая сначала городские, а затем и союзного значения соревнования, Дмитрий стал мастером спорта по самбо. Однажды среди болельщиков он увидел тренера, выгнавшего его из секции. Подошел к нему, напомнил о себе. Тот поздравил Нагиева с отсутствием соплей, а юноша ответил, что просто научился нос подтирать. ЮНОСТЬ Поступив после окончания школы в электротехнический институт, где решили развивать направление дзюдо, Нагиев принялся изучать автоматику и вычислительную технику, а также стал посещать питерскую «Галеру», где пытался заработать при помощи фарцовки.Довольно быстро его вместе с другими фарцовщиками поймали на сбыте валюты (в советское время – уголовно-наказуемое деяние). Дмитрию грозил срок от трех до шести лет. Но поскольку ему только-только исполнилось восемнадцать, предложили на выбор либо тюрьму, либо армию. АРМИЯ Мама, которая знать не знала, чем втайне занимался старший сын (в то время отец уже давно ушел из семьи, Дмитрий с младшим на 4 года братом Евгением и мамой жили втроем), сделала все возможное, чтобы помочь определить мальчика в армию. А не знала потому, что была уверена – ее Димочка после учебы подрабатывает грузчиком (и подрабатывал на самом деле), оттуда и появляются то новые сапоги для неё, то кроссовки для младшего сына.
Самбист отправился сначала в спортивную роту, затем командование направило его в ПВО под Вологду, где Дмитрий, в общем, благополучно (если не считать отбитых почек, нескольких сломанных ребер и носа) отслужил – в грязи, в мечтах и грезах. Нагиев в одном из интервью затем говорил о своем отношении к срочной службе: В армии нет вообще ничего хорошего, это абсолютная пустота, и не надо мне говорить, что армия делает из кого-то мужчину. Если ты ч**, то ты ч**м будешь везде – хоть в армии, хоть на гражданке. Именно в армии Дмитрий решил изменить курс своей жизни. Если отцу не удалось стать артистом, почему бы сыну не попробовать реализовать его мечту? И Нагиев поступил в Ленинградский театральный институт им. Черкасова, на курс Владимира Петрова. На вступительные экзамены он пришел в военной форме, поскольку какой-либо приличной гражданской одежды попросту не было, и обошел двухсот претендентов на место. И стал учиться. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВУЗ Строптивый студент иногда доводил своего наставника до белого каления, тот даже грозился выгнать Нагиева со второго курса, но все обошлось. Не обошлось только тогда, когда Дмитрий репетировал выпускной спектакль. Был 1990 год. Его увезли на «скорой» с непонятным приступом.
Врачи поставили диагноз, который почти на год отсрочил выпуск. Паралич лицевого нерва. Лишь после упорного лечения Дмитрий смог вернуться к учебе, но уже с навсегда сохранившимся прищуром голубых глаз, о котором позже чего только не придумывали не особо умные журналисты. Студент Нагиев дошел до выпуска, блестяще сыграв в знаменитой «Чайке» доктора Дорна. В итоге его признали лучшим выпускником курса и вместе с еще двумя выпускниками он отправился в немецкий Франкфурт-на-Майне, где работал в рамках творческого обмена от театра «Время». Два года в Германии для Нагиева пролетели очень быстро, да и особо театрального искусства там не было – лубочные сказки в богатых костюмах для немцев на немецком языке. ТВОРЧЕСКАЯ КАРЬЕРА: ТЕАТР, КИНО, ШОУ-БИЗНЕС Когда актер вернулся в Петербург, был конец девяностых. В тренде – обсуждение секса и всего, что с ним связано. Нагиева пригласили поработать ведущим на радио «Модерн». Его куртуазность и несколько томная манера речи вскоре сделали Дмитрия практически главным человеком в Питере.
К радиостудии в Ольгино съезжались тысячи поклонниц, чтобы увидеть хотя бы машину Нагиева. А уж дотронуться до первого секс-символа эпохи девяностых было невообразимым счастьем. Четырежды актера признавали лучшим радиоведущим России. Но случались и казусы, которые Дмитрий запомнил на всю жизнь: Первая моя журнальная обложка в Петербурге вышла с надписью „Игорь Нечаев“. Это была трагедия всей жизни. Я ждал ее, ждали все родственники, и тут я понял, что моя судьба и карьера закончены. А когда уже был признан человеком года в Санкт-Петербурге, меня вдруг позвали на передачу „Колесо истории“ в Москве, которую вел Якубович. Во время игры он называл всех по имени, а дойдя до меня, блеклым взглядом смотрел сквозь и спрашивал: „Ну, а вы что думаете?“. Москва вообще долгое время не принимает, но теперь – помните, как говорили в „Пиратах Карибского моря“ – уже поздно, я уже часть корабля. Встретившись однажды с товарищем по институту Сергеем Ростом, Дмитрий решил вдвоем основать авторскую программу. Так появился в эфире радиостанции «Осторожно, модерн!». Ребята сами писали сценарии, шутили и смеялись. Появился образ прапорщика Задова, от имени которого Нагиев сыпал в эфир остротами. Но после смерти Тамары Людевик, создавшей империю «Модерна», ее соучредители создали совершенно другие условия работы. И люди, стоявшие у истоков, стали уходить: Алиса Шер, Сергей Шнуров, Геннадий Бачинский… Ушел и Дмитрий Нагиев.После он создал авторское шоу на радио «Континент», куда приглашал различных артистов в театральную гостиную, организовал аукцион и шуточные конкурсы. Впервые снялся в кино. Роль бармена в криминальной драме Виктора Сергеева «Палач» была небольшой, но на съемочной площадке он сводит знакомство с известными актерами – Андреем Соколовым, Ириной Метлицкой, Станиславом Садальским, Ларисой Гузеевой. В 1997 году Александр Невзоров пригласил актера на роль Дукуза Исрапилова в полудокументальную драму «Чистилище». Образ чеченского хирурга, ставшего впоследствии полевым командиром и потерявшего семью, Дмитрий воплотил блестяще.
Параллельно режиссер Анна Пармас снимает комедийный сериал «Осторожно, модерн!» с Нагиевым и Ростом в главных ролях. Ему предшествовало скетч-шоу «Полный модерн», транслировавшееся на петербургском канале «Рен-ТВ». Вначале с Ростом и Нагиевым снималась Анна Довлатова, но довольно быстро она ушла, и в «Осторожно, модерн!» все роли исполняли Нагиев и Рост.Сериал продержался в эфире два года, а в начале 2000-х на экраны вышел «Осторожно, модерн! 2». В 2004 году по мотивам сериала вышел полнометражный мюзикл, который стал последней совместной работой Нагиева и Роста. Пути друзей разошлись. О причинах их ссоры есть несколько мнений, но самая распространенная – разногласия в «товарно-денежных» отношениях. Нагиев стал считать себя центром их тандема, а Росту отводил исключительно роль сценариста и ужимал его гонорары.
И еше во многих фильмах снимался Дима например: « елки последние» «кухня».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ДМИТРИЯ НАГИЕВА Что касается женского присутствия в жизни актера, доподлинно известно, что он был единожды женат. Его возлюбленная Алла Щелищева (известная радиоведущая Алиса Шер, журналист и писатель) дождалась Дмитрия из армии и он, следуя собственному обещанию, женился на ней в 1986 году.Сам Нагиев считает, что изначально у них не было никакой любви, просто, будучи в краткосрочном отпуске, он встретил знакомую девушку, разговорились. «Чувства возникли наверное из одиночества, немного позже», – рассказывал Дмитрий. Алла же в своей книге «Я была женой Нагиева» несколько иначе представила читателю и момент их встречи в армейском отпуске, и письма, которые они писали друг другу с подписями «Мастер» и «Кот Бегемот, который хочет замуж». Надо сказать, на пути к признанию и славе актер никогда не афишировал, что у него есть законная супруга, считая, что это может помешать достичь вершин популярности. Он умел так обходить неудобные вопросы, что пара долгое время прожила в обстановке конспирации.
Даже когда в 1989 году у них родился сын Кирилл, поклонницы Нагиева узнали об этом не сразу. Молодая женщина не скрывала, что ревновала мужа. В период германских поездок у него завязался роман с известной и популярной в то время актрисой Ларисой Гузеевой. Затем появились и другие имена, например, Анны Самохиной, с которой в 1998 году Дмитрий записал альбом «Полет в никуда» в сопровождении группы «Трубный зов».Алиса Шер признается, что если бы ей хватило мудрости, они до сих пор жили бы одной семьей. А тогда ей очень хотелось оставаться единственной в жизни мужа. Она считает Нагиева очень хорошим отцом, который сумел после их развода стать для Кирилла не только наставником, но и другом. Возможно, именно поэтому юноша стал актером, хотя и ему пришлось пережить несколько неприятных моментов, касающихся учебы в театральных вузах.Дмитрий в одном из интервью рассказал, что с Кириллом они энергетически близки, но когда того отчислили из Школы-студии МХАТ, несмотря на то, что он считался одним из лучших студентов, это сильно ударило по самолюбию их обоих. Дмитрию захотелось посмотреть в глаза педагогам и спросить, почему их нелюбовь к творчеству отца таким образом сказывается на сыне. Но ходить, просить и выяснять причины Нагиев не стал. В итоге Кирилл окончил театральную студию при БДТ в Санкт-Петербурге. Играет вместе с отцом в постановке «Кыся», но на съемочных площадках одних и тех же фильмов они встречаются очень редко. Что касается личной жизни Нагиева после развода, то здесь журналисты приводят примеры больше из области догадок и предположений. Приписывались Дмитрию романы с личным администратором Натальей Коваленко, актрисой Ириной Темичевой, которая высказалась по этому поводу, что, дескать, хотят видеть рядом с Нагиевым кого-то, а никак не могут найти, вот и придумали, что они любовники. Осень 2015 года принесла Дмитрию страшную весть: умерла его мама. Сразу же со съемок «Голоса» актер уехал в Санкт-Петербург на похороны. Через день вернулся обратно и с еще большим рвением погрузился в работу, запрещая горю поработить его мысли и чувства. С ее смертью Нагиев стал ежедневно созваниваться с отцом. Даже если тотальная занятость не дает возможности сразу ответить на звонок папы, Дмитрий перезванивает ему сразу же, как только освободится.Мерзкой историей назвал сам Дмитрий хакерский взлом его переписки с Ольгой Бузовой в 2016 году. Выразив свое презрение подобным людям, не брезгующим копаться в грязном белье, актер еще плотнее закрыл тему его отношений с женщинами. Но его уже снова «женили» на Анне Спектор, которую папарацци увидели вместе с девочкой примерно семи лет на территории загородного дома Нагиева.