Найти тему
Diana E

Как в Германии учат учителей

Фотограф: Andrea Piacquadio
Фотограф: Andrea Piacquadio

Учителя в Германии неплохо зарабатывают. Но стать учителем здесь не так уж и просто. В связи с внезапно возникшей нехваткой преподавателей путь к этой профессии заметно упростили, но я мало что знаю об упрощённом пути, потому что я пошла по классическому, полному и длинному. Периодически жалела об этом, видя, как мои сверстники добиваются карьерных успехов, пока я остаюсь вечным студентом, но всегда приходила к выводу, что это было правильным решением, и моё полное немецкое образование послужит мне верой и правдой в будущем.

  • Учителем может стать только тот, кто учился на учителя. По крайней мере так было раньше, до того, как систему упростили. Теперь учителем можно стать, имея общее научное образование. Например, если человек учился на факультете химии, он может пройти дополнительный курс, чтобы изучить методику и педагогику, и стать рефендаром по химии и математике. Кто такой рефендар рассказываю ниже.
  • Почему двух предметов? Учителя в Германии всегда имеют две специальности. Причём комбинация специальностей может быть почти любая. Не раз встречала учителей математики и английского, физкультуры и физики и прочие интересные комбинации.
  • Кроме того, абитуриент уже до поступления должен знать, в какой школе он хочет преподавать. Я имею в виду, тип школы, конечно, а не конкретную школу. В Германии есть разделение на начальную школу, старшую и гимназии (классическая или с профподготовкой). Есть и другие разделения по типам, но о немецкой школьной системе можно рассказывать очень долго, я ограничусь пока только основным разделением, которое важно при принятии решения, на кого поступать учиться. Я поступала на учителя гимназий, это самый долгий курс, который долгое время считался самым престижным. С прошлого года мой университет уравнял значимость всех четырёх направлений, переименовав названия специальностей, исключив всякую иерархичность. Совершенно не связанно с этим событием я решила перейти на направление для старшей школы. Это значит, что после окончания университета я не могу преподавать в гимназиях. Обучение моё сократилось на один семестр и многие курсы предполагают меньшую трудозатратность. Потому что старшие школы обучают только до 9-10 класса, гимназии до 12-13, можете представить, какая разница в трудозатратности подготовки уроков для этих школ. И да, это одна из нескольких причин (но не основная), почему я сменила направление 😄
  • Учёба состоит из трёх направлений: два направления по предметам и одно по педагогике и психологии.  Каждый предмет делится на научную часть и на дидактическую часть. Научная часть делится на основные направления науки, например, англистика (как и славистика) делится на лингвистику, культурологию и литературоведение, а также языковые семинары. Дидактика состоит из лекций и семинаров по методологии предмета и многочисленных школьных практик. Также есть основные практики, не связанные с предметами, они относятся к общему направлению педагогики. Педагогика делится на три части: собственно педагогика, психология и общее образование. Общее образование есть на каждой специальности в немецких ВУЗах. У меня оно делится на три части: углубление в специальность 1 (в моём случае английский), углубление в специальность 2 (русский), общее. В первых двух частях я могу свободно выбирать в рамках предмета, в третьей части мой выбор не ограничен ничем, хоть программированию учись. Но я всего этого делать не должна, потому что уже имею одно высшее, и мне засчитали общеобразовательные предметы пройденными.
  • Меня многие спрашивают, учусь ли я на магистра. Нет, в Германии для учителей, так же, как и для юристов, медиков и инженеров не используется болонская система, мы получаем дипломы. Учитель получает диплом (obviously) учителя, сдав первый Staatsexamen, после чего он перестаёт быть студентом и превращается в рефендара. Рефендар это практикант, который 1-2 года, в зависимсти от земли, преподаёт в школе, его уроки тщательно оцениваются преподавателями, и в конце этой практики он должен сдать второй Staatsexamen, и только он наконец-то может назвать себя Учителем, ура! Говорят, это самое сложное время, потому что практика эта создана для того, чтобы тебя унижать и смешивать твои способности с говном. На самом деле, цель практики научить рефлексировать, видеть свои ошибки и свои успехи и улучшать свои уроки без посторонней помощи. Чем-то похоже на медицинскую интернатуру, не правда ли?
  • Пожалуй, самое дебильное во всём этом то, что став учителем в одной земле Германии, очень сложно переехать в другую землю, потому что у каждой земли свои образовательные стандарты. Но не невозможно, выходы есть. Это связано с политической системой ФРГ, где каждая земля обладает достаточной независимостью, в чём есть как плюсы, так и минусы. В особенности в сегодняшней ситуации с коронавирусом это проявило себя с негативной стороны, и политики уже обсуждают, что с этим делать. Вас интересует политика Германии?