Практически ежедневно прохожу мимо трупа 54 школы и это пустое, мёртвое здание наводит на грустные мысли. Не только по поводу судьбы школы, хотя она бесконечно печальна, но и по поводу причин, приведших к её гибели. А причин всего две. Первая - бюрократия, для которой проще с помощью отписок загнать любую ситуацию в тупик. После чего объявить: извините, но у задачи решения нет.
И разного рода мародёры, которые подбирают крохи бесхозной собственности на полях бюрократических сражений.
Вот затеяла в 2016 году, тогда только назначенная на должность директора СОШ 54 г. Новосибирска, госпожа Езерская войну с педагогами и выпускниками школы с помощью отписок и Его Всемогущего Духа Бюрократического и победила. Закрыла всё, что могла. В том числе и саму школу.
Кто от этого выиграл? Ну, точно, не ученики. Они сегодня ютятся на правах беженцев в СОШ№4 и отчётливо понимают, что им здесь не рады. А потому, бегут из пятьдесят четвёртой куда глаза глядят.
Преподаватели? Конечно, нет. Нет условий – нет учеников. Нет учеников – нет нагрузки. Нет нагрузки - нет зарплаты.
Чиновники, активно или равнодушно защищавшие бюрократические редуты? Тоже нет. Школ в центре Новосибирска не хватает, а жилье всё строится. Куда детей девать. При этом добыть средства на реконструкцию СОШ 54 сегодня большая проблема.
Кто в выигрыше? Да те, для кого школа всегда была кормушкой.
Сколько помню 54 школу, столько помню полутёмные коридоры. Нет света, потому, что нет лампочек. Я, может быть, что-то не понимаю, но, как мне кажется, существуют определённые нормативы и под эти нормативы выделяются ресурсы. Если нет лампочек в одном месте, значит, они светят в другом. Не в школе.
Кто заработал на хаосе переезда в августе-сентябре 2019 года? Тогда из здания СОШ 54 срочно вывозилось все к месту временного пребывания в МБОУ СОШ №4. Именно там выделили часть помещений для организации образовательного процесса.
Судите сами: едва здание закрыли, а доступ педагогов ограничили, практически срезу со стен холла в неизвестном направлении удалились пластиковые стеновые панели.
В процессе исхода от своих Пенатов, к чужим аннигилировала интерактивная школьная доска. Без следа и выделения энергии.
Таинственно исчез принтер, а из директорского кабинета новый линолеум и новые двери. Теннисный стол, приобретённый на личные деньги преподавателем физической культуры, хозяину вынести не позволили. Зато вскоре, спортивный инвентарь был случайно обнаружен у завхоза.
В школе и раньше случалось много таинственного и необъяснимого. Дорогущая систем тестирования, приобретённая под физико-математический класс, вероятно, где-то, что-то тестирует и сегодня. Только где и что – никто не знает.
Не за малые деньги приобрели телескоп. Есть надежда, что он не исчез. Но с момента приобретения оптическое чудо никто не наблюдал. По крайней мере, из учеников и педагогов.
И не то, чтобы завхоз совсем ничего не делала для школы и не пыталась вверенное имущество хранить и учитывать. И ремонтом занималась и кисточкой инвентарные номера прописывала.
Вот ежегодный летний ремонт школы производился всегда и исключительно силами лично-семейного треста завхоза. Работали, конечно, не очень профессионально, но с большим задором. Могли покрасить одну раздевалку в спортзале, а другую забыть. Полстены побелить, а другую половину оставить на будущий год. Приклеить обои так, что их с первого сентября приходилось подклеивать снова и снова. Но вся семья трудилась, и в поте лица своего укрепляла семейный бюджет.
В 2017 году с заработком на летнем ремонт как-то не очень сложилось. То ли бюджетных денег было мало, то ли аппетиты выросли, только заработанные за лето на аренде футбольного поля 100 тысяч рублей целиком ушли на совершенствование малярных навыков семьи завхоза.
Узнав об этом финансовом вольнодумстве, начальник департамента образования мэрии заявил, что так это не оставит. Но, вероятно, пожалел и не стал губить семейный бизнес.
И правильно. Институт семьи и без того рушится. Значит, укреплять его следует последовательно и повсеместно. Чем завхоз пятьдесят четвёртой занимается уже много лет. Дворником до 2018 года была устроена дочь завхоза. Но, поскольку со здоровьем у дочери было не очень благополучно, функции дворника выполнял муж завхоза. А в свободное от уборки территории время, обучал детей ОБЖ и возил жену по городу. Убирает школу племянница завхоза. Сторожами в школе устроены родственники завхоза.
Помните панели, линолеум, двери и прочее. Куда ушло добро? Тайну эту хранят те, кто школу сторожил и сторожит. Т.е. родственники завхоза. Но вряд ли они выдадут секреты семьи даже под пытками в подвалах святой инквизиции.
Если кто-то подумает, что завхоз пренебрегает учётом и контролем, то жестоко ошибётся.
Известно, что учителя проводят в школе большую часть жизни. Для них не всегда понятно, что является первым домом, а что вторым: школа, в которой они живут или квартира, в которой ночуют. Понятно, что каждый старается обустроить свой быт. Кто-то шкафчик в кабинет принесёт, кто-то чайник, кто-то пару старых кресел, даже диван, чтобы можно было посидеть с коллегами или в неформальной обстановке собрать класс. За долгие годы педагоги в классах накопили всякой разности от холодильников до комнатных цветов, от штор до компьютеров и музыкальных центров. И вот в 2018 году администрация школы вдруг решила провести ревизию и оприходовать всё имущество. Завхоз с тетрадью, кисточкой и краской пошла метить инвентарными номерами всё подряд по принципу, что есть в школе - школьное. У педагогов возник резонный вопрос: как можно оприходовать то, на что у школы нет вообще никаких документов? У педагогов есть, а у школы нет. Потому, что покупалось всё на личные деньги, в дар учреждению не передавалось, во временное пользование не оформлялось. Кстати, аналогичный вопрос возник у бухгалтера. Но кто слушает голос разума, если появилась возможность проявить власть. Дело дошло до парадоксов. Инвентарными номерами завхоз пометила металлические сейфы, которые были списаны школой в далёкие 80-е годы прошлого века и возвращены с помойки в спортивный и тренажёрный зал хозяйственным физруком. Он, мужик деревенский, подумал, что в сейфах удобно хранить инвентарь и они ещё могут послужить школе.
Он же не знал, что нормальные люди тащат с работы домой. Он тащил в школу, и не только теннисный стол. Тренажёры, штанги, качественные пластиковые щиты, хорошие мячи, чтобы дети имели доступ к нормальному инвентарю.
И такие же бестолковые господа и дамы обитали в кабинете технологии, истории, литературы и многих других.
В отличие от этих ненормальных завхоз точно знала, что её первый дом – это квартира, второй – дача, на которой она пропадает с ранней весны до поздней осени. А школа – это работа. Где для дома и дачи добываются необходимые средства.
И вот смотрю я на ворота школы, болтающиеся на проволочках уже четвёртый год, и думаю: зачем закрыли школу? Не проще ли было поставить толкового директора и убрать практичного завхоза. И не гнили бы трубы в подвале, не заливало бы фундамент, не осыпались бы стены, не текли бы потолки и ворота висели бы на петлях, а не на проволоке. Школа бы жила, доказывая каждый год, что работа лучше отписки.